Участники саммита G8 договорились о проведении саммита по проблемам ядерной безопасности в марте 2010 года. Также прозвучали предложения о запрете на ядерные испытания и производство материалов для изготовления ядерных бомб.
Саммит по ядерной безопасности пройдет в Вашингтоне в марте 2010 года, заявили участники саммита G8 в итальянской Аквиле, передает Reuters.
Новый лучший мир
Кроме того, они обсудили ряд других актуальных международных проблем. В частности, страны-участницы осудили ракетные и ядерные испытания Северной Кореи, а также ядерную программу Ирана. При этом в ходе встречи было специально подчеркнуто, что иранская ядерная проблема должна решаться исключительно дипломатическими средствами.
Помимо этого участники саммита потребовали от Израиля снять блокаду сектора Газа и призвали Бирму (Мьянму) провести честные и открытые выборы.
Если предыдущие саммиты G8 в Вашингтоне в ноябре 2008 года и в Лондоне в апреле 2009 года почти целиком были посвящены проблемам экономики, то на этот раз мировые лидеры все чаще поднимали и другие вопросы, особенно из области международной безопасности.
Новое направление дискуссий вполне понятно: за последнее время на мировой арене произошли заметные события, не способствующие укреплению стабильности. Во-первых, КНДР окончательно отказалась от диалога с международным сообществом и активно развивает ядерную программу, проведя даже пробный взрыв. Во-вторых, выборы в Иране привели к массовым беспорядкам, так что многие поспешили предсказать серьезные перемены в правительстве страны. Однако они не произошли, и президент Махмуд Ахмадинежад может продолжать работу над своей ядерной программой. Договор о нераспространении ядерного оружия в такой ситуации кажется лишенным смысла.
Впрочем, «ядерными» Ираном и КНДР проблемы мировой политики не исчерпываются. Остается «вечное» противостояние Израиля с Палестиной, в Бирме военная хунта старается не оставить оппозиции ни шанса на предстоящих ближе к концу года выборах, в Пакистане и Афганистане продолжается война с исламистами (а в Афганистане тоже грядут президентские выборы).
На саммите, который проходит на руинах возрождающегося от страшного землетрясения итальянского городка Аквилы, призывы к миру и демократии выглядят особенно символично.
Слова, слова...
Однако что касается ядерного разоружения, то здесь, кажется, особое значение имеет деятельность нового президента США Барака Обамы, который еще во время избирательной кампании говорил о необходимости резкого сокращения ядерного оружия, вплоть до полного отказа от него.
Однако от «беспокойства» международного сообщества по вопросам международной безопасности и ядерного разоружения до конкретных действий – очень и очень далеко. Так, стороны подчеркнули допустимость только дипломатических действий против Ирана, при том что за два года они конкретных результатов не принесли. В ответ на обещание ООН ввести санкции против КНДР Пхеньян пригрозил войной. Принимать вызов, похоже, не хочет никто. Точно так же маловероятно, что заявления мировых лидеров помогут снять блокаду с сектора Газа или повлияют на хунту в Бирме. В конце концов, в мае 2008 года после страшнейшего цунами, унесшего жизни десятки тысяч жителей этой страны, правители Бирмы категорически отказались даже принять помощь, несмотря на объединенное дипломатическое давление США, Китая и ЕС.
Дорогой благих намерений
Есть основания полагать, что и инициативы по ядерному разоружению встретят значительные препятствия на своем пути. Во-первых, международное сообщество уже продемонстрировало, что с его мнением в этом вопросе можно не считаться, когда вопреки договору о нераспространении ядерного оружия в 1998 году обладателями бомб стали Индия и Пакистан.
Во-вторых, многочисленные заявления администрации США о разоружении и требования прекратить ядерные программы КНДР и Ирана противоречат многолетнему игнорированию ситуации в Израиле. О наличии у этой страны внушительного ядерного арсенала заявлял, например, бывший президент США Джимми Картер. Сам Израиль подобные предположения не комментирует, однако представители международного сообщества и США никогда не выступали с требованиями провести соответствующие проверки в этой стране.
В-третьих, о безъядерном мире предстоит договариваться, в том числе, США, Китаю и России, которые даже по менее важным вопросам в Совете Безопасности ООН редко находят общий язык. Наконец, можно уничтожить бомбы и боеприпасы, но не технологии и экономический потенциал, которые позволят выковать новый «ядерный щит» в предельно сжатые сроки.