Специалист Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснили введение двойного ценового потолка на нефтепродукты из России.
По словам аналитика введение двойного потолка объясняется в первую очередь разнообразием рынка нефтепродуктов и особенностями торговли ими. Мазут, дизельное топливо, бензин и другие торгуются по-разному по отношению к нефти. Именно поэтому западные страны приняли решение дифференцировать ценовой потолок.
Представители ЕС и США договорились установить лимит в 100 долларов за баррель для нефтепродуктов, которые торгуются с премией к нефти (дизельное топливо, бензин). Для продуктов, которые торгуются с дисконтом, в частности, мазута, зафиксирован потолок в 45 долларов за баррель.
Как отметил Юшков, можно было ввести еще более точную дифференциацию цен, однако это создало бы лишние сложности при заключении контрактов. Кроме того, объединение керосина и мазута, например, привело бы к тому, что для последнего ценовой потолок стал бы слишком высоким, тогда как для керосина - слишком низким. В итоге экспорт обеих позиций стал бы невыгодным для России, что в перспективе увеличило бы напряженности на нем и привело к стойкому дефициту данных нефтепродуктов.
Россия преимущественно поставляет партнерам дизельное топливо и мазут, поэтому потолок цен касается в большей степени именно их. По мнению Юшкова оценить, насколько эффективной станет лимитирование цен сказать сложно. Он отметил, что установленные показатели ниже рыночных на 30-35 процентов. Выяснить фактическую цену экспорта сложно, поскольку она отличается для разных партнеров. В связи с этим четко определить, торгует ли Россия выше или ниже установленного потолка цен сложно.
Страны Большой семерки, ЕС и США согласовали потолок цен на российские нефтепродукты. Ранее они лимитировали цены на российскую нефть и ввели эмбарго. В ответ на данные действия российское правительство приняло закон, запрещающий заключение контрактов на продажу нефти со странами, поддерживающими введение ценового потолка.