В начале 2025 года из Японии в Россию было доставлено 7,71 тыс. легковых автомобилей, что на 18,9% меньше по сравнению с январем 2024 года.
Эти данные были представлены японским Министерством финансов. Генеральный директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский рассказал РБК Приморье, что основным препятствием для импорта стали высокая ключевая ставка и несоответствие между спросом и предложением.
По словам Клатаевского, почти все импортеры, с которыми он общается, жалуются на уменьшение объемов продаж и недостаток потребительского интереса. Он заметил, что высокие ставки по кредитам и курс валюты, который только в последние две недели стал ниже, долгое время оставались высокими.
Кроме того, прошедший год был довольно успешным, что могло привести к насыщению рынка. В итоге нет такого спроса, который мог бы соответствовать предлагаемым объемам, объяснил он. Тем не менее, в его компании снижение импорта из Японии ощущается в меньшей степени – всего около 10%, и в феврале ожидается небольшой рост.
Согласно данным Министерства финансов Японии, несмотря на уменьшение экспорта автомобилей, в январе поставки запчастей в Россию выросли на 11%, составив 1,37 тысячи тонн. Транспортные средства и запчасти составляют 54,7% от общего объема экспорта из Японии в Россию, что в денежном эквиваленте составляет 8,82 миллиарда иен (58,7 миллионов долларов, что на 10,4% меньше).
Как отметил Дмитрий Клатаевский, снижение конкуренции со стороны японских автомобилей не отразилось на импорте китайских автомобилей в Россию. В январе его компания зафиксировала падение розничных продаж на 20%, однако оптовые поставки значительно увеличились. Между тем, в Приморском крае планируют усилить контроль за ввозом автомобилей. Как сообщалось РБК Приморье, таможенные органы будут тщательнее следить за процессом декларирования иностранных автомобилей. Владивостокская таможня традиционно является основным пунктом для импорта автомобилей в Дальневосточный регион, и по итогам 2024 года было оформлено более 270 тысяч автомобилей, что на 50 тысяч больше, чем в 2023 году.
По мнению экспертов, ожидается, что тенденция снижения объемов импорта автомобилей из Японии может продолжиться в ближайшие месяцы из-за неопределенности на рынке и изменений в экономической политике. Также стоит отметить, что японские производители начали адаптироваться к изменениям на российском рынке, что может привести к появлению новых моделей и более привлекательных условий для потребителей.
Кроме того, растущий интерес к другим маркам, включая корейские и европейские автомобили, также может способствовать изменению ландшафта автомобильного рынка в России. Это создает дополнительные возможности как для импортеров, так и для потребителей, которые ищут выгодные предложения.