О новом трехстороннем договоре Вашингтона, Лондона и Канберры о партнерстве в сфере обороны и безопасности стало известно 16 сентября.
О его создании совместно заявили президент США Джо Байден, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и премьер-министр Австралии Скотт Моррисон. Соглашение получило название AUKUS (аббревиатура названий трех стран-участниц: Австралия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты).
В Белом доме отметили, что цель сделки — защита и отстаивание общих интересов сторон в Индо-Тихоокеанском регионе и объединение усилий в сфере развития оборонного сектора.
США «щелкнули Францию по носу», создавая новый военный блок AUKUS в Индо-Пакистанском регионе, считает политолог Алексей Пилько. Австралия получит американские технологии производства атомных подводных лодок, которых в Аделаиде построят 8 штук, и заплатит за это, также, как и за крылатые ракеты «Томагавк», которыми будут вооружены подлодки.
При этом Франция лишается выгодного контракта на $90 млрд, который предусматривал строительство для Австралии дизель-электрических подводных лодок. «Может, атомные субмарины и лучше подходят для сдерживания Китая, против которого направлен AUKUS (интересно, как его нужно отображать на кириллице — АЮКУС?). Однако, так отталкивать союзника является плохим тоном», — замечает политолог.
«Данная ситуация порождает вопрос: а так ли уж США заинтересованы во Франции как в союзнике? Сейчас, когда их главные усилия направлены на сдерживание Китая и они откровенно «забивают» на Европу. Может ли Париж оказать Вашингтону действенную помощь в противостоянии с Пекином», — размышляет он.
«Польза от Австралии вполне понятна — развертывание американских баз в этой стране и ее вооруженные силы — важный элемент периметра сдерживания КНР в южной части Тихого океана. Наличие Великобритании в американо-австралийском союзе тоже объяснимо. У Лондона с Карберрой традиционно тесные связи и к тому же британские ВМС обладают современным атомным авианосцем, к которому скоро добавится еще один.
А что же Франция? Она по своим военным возможностям уступает Великобритании в Инди-Тихоокеанском регионе и ничем существенным помочь США против Китая не способна. Вероятно, это стало одной из причин того, почему Париж отодвинули от австралийского бюджета и даже не извинились», — предполагает политолог.
По его мнению, обида у Франции останется. Но на открытый разрыв с США она не пойдет. Последствия для Парижа тогда будут довольно печальными в военно-техническом, политическом и финансовом плане.
«Но французские элиты запомнят этот случай на перспективу. Если в краткосрочном плане американцам за щелчок по французскому носу не грозит ничего, то в долгосрочном — неизвестно. В любом случае, стимулов поддерживать внешнеполитические инициативы США у Франции теперь будет меньше», — считает Пилько.