Европейский союз постепенно начинает транспортную блокаду Белоруссии.
Национальный перевозчик Belavia отменил все рейсы в Европу до октября 2020 года в связи с запретом на вхождение в воздушное пространство ряда европейских стран. На практике это означает трудные времена для Belavia, однако критическогот ущерба экономике Белоруссии не наносит.
Одновременно с этим Россия начинает оказывать давление на европейские авиакомпании и не дает разрешение на вхождение в свое воздушное пространство тем их бортам, которые летят в обход белорусской территории. СМИ пишут, что не были приняты несколько рейсов из Парижа. То есть, РФ действует в том духе, что хотите пролететь через Россию — вначале пролетите над Белоруссией.
Официальные лица пока никаких комментариев не дают. Авиаэксперт, главред портала АВИА.ru Роман Гусаров прокомментировал эту информацию.
«Я пытался разобраться в этой ситуации. Пока нельзя сказать, что Россия перестала принимать рейсы из Европы, которые летят мимо Белоруссии. Как я понимаю, сейчас сложилась ситуация, когда регулярных полетов в Евросоюз и из Евросоюза просто нет. Авиасообщение закрыто из-за пандемии коронавируса. Те рейсы, которые выполняются, осуществляются на основе разовых соглашений. По ним заранее, заблаговременно, подавались заявки и согласовывались маршруты. То есть они выполнялись как чартерные рейсы», — отметил он.
«Поэтому, как я полагаю, сейчас люди пришли в аэропорт, а новые маршруты не согласованы. Сами-то авиакомпании обо всём узнали тоже только в последний момент. Может быть, заявки на перелет и поданы, но пока новые маршруты ещё несогласованны», — пояснил Гусаров. По его мнению, проблема перелетов в ЕС и обратно имеет не политические причины.
Политолог Алексей Пилько предполагает, что действия России означают, что она хочет добиться отмены ограничений для Белоруссии в области авиаперевозок. Получится это или нет — пока непонятно, замечает он.
По мнению политолога, реакция ЕС на инцидент с самолетом Ryanair слишком гипертрофированная. «В том смысле, что если бы на месте Минска был Вашингтон, Лондон или Париж — такого бы не произошло. Даже Украине сошла с рук безо всяких последствий принудительная посадка белорусского авиалайнера несколькими годами ранее», — замечает Пилько.
«Как будут развиваться события пока до конца непонятно. Скорее всего, окончательная ясность появится после встречи Путина и Байдена в Женеве, где белорусский кейс будет обсуждаться в числе прочих. Если не договорятся, а это вполне вероятный сценарий, то возможны новые санкции в отношении не только Белоруссии, но уже и России. И это вполне вписывается в логику второго издания холодной войны, которое мы наблюдаем сейчас», — предположил Пилько.