Бывший схимонах Сергий, получивший скандальную известность в этом году, был задержан СКР после штурма удерживаемого бывшим священником монастыря.
Следственные органы усмотрели призывы к самоубийству в одной из последних проповедей раскольника, сам Сергий уверяет, что «речь не шла о самоубийстве, а о самопожертвовании ради людей, о патриотизме». Запрещенный в служении протодиакон Андрей Кураев считает, что жесткое задержание Сергия не стало неожиданностью.
«Пример Сергия — это ярчайший образец того, что в советские времена называлось мракобесие, когда человек вещает некие тезисы, не только далекие от научных взглядов, но еще и разрушающие то, что людьми создавалось», — считает Кураев.
По его словам, Сергий начал с разрушения семейной жизни, поскольку в его монастырь часто уходили женщины с несовершеннолетними детьми, а затем бывший схиигумен дошел до разрушения жизни церковной, а в некоторой степени и общественной.
Это нередко встречается в жизни церкви, но особенное внимание в Сергию привлекло то, что он формировал вокруг себя парамилитарные группы, казачьи дружины, призывал силовиков к восстанию из-за пандемии, ради несоблюдения санитарных норм, предписанных властями, размышляет Кураев. По этой причине он стал проблемой не отдельных граждан, а «стал общественной проблемой», полагает религиозный деятель. В силу этих причин реакция властей оказалась такой жесткой, считает он.
Он прибавил, что не помнит, кого бы еще столь жестко задерживали по обвинениям, аналогичным тем, что предъявлены Сергию. При этом Кураев отметил, что монастырские здания находились в частном владении и епархия не имела над ними власти.
«Человек, который учил распевать в монастыре советские песни и всячески превозносил товарища Сталина, встретился с тем, что при желании можно назвать «чекистскими традициями». С чем хотел — с тем и встретился», — подытожил Кураев.
Обычно государство старается не вмешиваться во внутрицерковные конфликты, стараясь следовать закрепленным в Конституции принципам секуляризации, замечают по поводу ареста экс-схиигумена авторы телеграм-канала «Мейстер». «Богу — богово, кесарю — кесарево». Но Сергий, безотносительно той проповеди, из-за которой его задержали, наговорил и натворил достаточно, считают авторы канала.
Многие серьезно воспринимали «антинаучную ересь», которую он утверждал о «чипизации» и коронавирусе. Несомненно, что сейчас его последователи начнут писать петиции, митинговать под окнами СКР, прокуратуры и свердловского правительства, вспоминая все гонения на христиан со времен Римской империи, иронизируют авторы канала.
«Однако ни сан (из которого Сергия низвергли), ни число последователей не дают индульгенции от откровенно антиобщественной, экстремистской и деструктивной деятельности, которой занимался бывший схимонах. Правоохранительные органы и так долго медлили, арестовать Сергия следовало дано», — пишет «Мейстер».