Согласно отчету СП о результатах анализа воспроизводства сырьевой базы РФ разведанные запасы нефти на месторождениях исчерпаются через 35 лет, а газа— через 50 лет.
Экономист Андрей Нечаев считает, что не стоит драматизировать ситуацию: она повторяется уже много лет и не несет ничего «ужасного».
Эксперт отмечает, что есть разные категории запасов. К тому же нефть, в отличие от некоторых других полезных ископаемых, вновь не возникает, ее запасы на земле не пополняются. Поэтому придет время, когда она закончится. Но прогнозировать, через сколько лет это случится, не может никто, поскольку непрерывно ведется геологоразведка, и ее методы совершенствуются.
В тому же разрабатываются новые технологии добычи, которые позволяют эксплуатировать запасы, ранее относящиеся к категории трудноизвлекаемых или вовсе неизвлекаемыми. К этим новым технологиям относятся сланцевые нефть и газ. О них знали уже давно. Но активно данные технологии начали внедрять в 2000-е и они перевернули рынок нефти. Благодаря им Америка стала крупнейшим добытчиком углеводородов.
Также ведутся дискуссии о том, что нефть — это «грязный» энергоресурс, спрос на который постепенно снижается. Ее сравнивают с углем, от которого многие страны отказываются или уже отказались в качестве топлива.
Альтернативные источники энергии в последние несколько лет в мире очень активно разрабатывают, отмечает экономист. Многие технологии, считавшиеся ранее экзотикой, теперь эксплуатируют в промышленных масштабах. Это можно сказать, например, о солнечных батареях. В Германии принят закон, согласно которому любое новое строительство обязательно предполагает использование солнечных батарей.
У многих стран альтернативная энергетика занимает значительную часть в энергобалансе. Еще в СССР проводили подобные разработки. Так, на Дальнем Востоке построили первую электростанцию на приливной волне, были у России и геотермальные станции.
По мнению экономиста, альтернативную энергетику РФ, учитывая специфику российского климата, стоит развивать там, где для этого есть возможности. Для РФ этот вопрос не стоит столь же остро, как для энергонедостаточных стран, замечает Нечаев.
«Думаю, для России, при наличии гигантских запасов природных ископаемых и природных энергоресурсов, более актуальна не альтернативная энергетика, а углубление переработки. Чтобы для начала мы хотя бы увеличили в экспорте долю продуктов, а не сырой нефти — того же бензина, дизельного топлива, продуктов нефтехимии и т.д», — считает экономист. «Объявлять поминки по нефти рано», — уверен он.
Ранее сообщалось, что Россия и Саудовская Аравия согласились продлить действующий режим сокращения добычи еще как минимум на месяц, а дальше смотреть по обстоятельствам.
Пока восстановление спроса идет даже быстрее, чем ожидалось. Если на максимуме он сократился до 28 миллионов тонн, то в мае «всего» на 21 миллион, что в сочетании с сокращением добычи (4 миллиона баррелей плюсом к 10 дали страны вне ОПЕК+).
То есть в июне можно ожидать баланса, а в июле даже дефицита. Но даже в этом случае он будет покрываться за счет уже добытой нефти, которая ждет своего часа в нефтехранилищах и танкерах.
«Одно можно сказать с уверенностью: никому больше не придет в голову использовать демпинг как инструмент передела рынка. Армада саудовских танкеров, каждый день простоя которой стоит миллионов долларов, тому порукой», — считают авторы телеграм-канала «ТЭК-ТЭК».