Статью 30 действующего закона о полиции в правительстве предложили дополнить положением о том, «сотрудник полиции не подлежит преследованию за действия, совершенные при выполнении обязанностей, возложенных на полицию, и в связи с реализацией прав, предоставленных полиции».
Проект закона, значительно расширяющий права сотрудников полиции и позволяющий правоохранителям вскрывать автомашины и оцеплять жилье, жестко раскритиковал адвокат Дмитрий Аграновский.
Наиболее опасным выглядит предложение о том, что при задержании людей правоохранители смогут применять оружие, если в действиях задерживаемых увидят угроза нападения. Сразу же напрашиваются два возражения. Так, полицейский может оказаться мнительным. Во-вторых, выходит, что полицейскому для оправдания применения оружия достаточно сказать, что ему что-то показалось.
Аграновский заявил, что совершенно не понимает, по какой причине сейчас предложили наделять полицейских такими экстренными, чрезвычайными полномочиями. В РФ не наблюдается взрыва бандитизма. У нас не военное время, когда нужно бороться с диверсантами, замечает юрист.
Он уверен, что утвержденных порядков проникновения в автомобили и жилье полицейским было вполне достаточно. Им без проблем выдавали нужные санкции, и они проникали туда, куда требовалось, рассказывает адвокат. По его мнению, нет никакой необходимости наделять полицейских такими чрезвычайными полномочиями.
Аргановский предполагает, что подобные законы исходят от самих представителей силовых структур. А силовики во всем мире одинаковы, им хочется облегчить свою работу.
По мнению адвоката, и здесь ими вряд ли был заложен злой умысел. Скорее, целью была борьба с преступностью.
Деятельность полиции ограничена гражданским обществом, контролем властей. Это делается потому, что они, делая свою работу — может, даже неумышленно — могут загнать людей в условия полицейского государства, установить тотальный контроль над людьми.
Больше всего беспокоит, что указанные меры они хотят протащить именно сейчас, в обстановке ЧС. Сейчас эти законопроекты могут быть приняты в упрощенном порядке, спешно. И россияне однажды могут проснуться в совершенно иной стране, предупреждает адвокат.