С началом эпидемии COVID-19 власти разных стран мира в экстренном порядке внедряют технологии, чтобы следить за тем, как люди соблюдают карантин.
Где-то эти действия противоречат законам, но власти и часть общества считают, что эти репрессивные меры нужны.
Власти КНР с помощью приложения, которое нужно активировать с помощью QR-кода, отслеживают геолокацию — человек по требованию должен подтверждать, что находится дома с помощью селфи. Другое приложение следит за передвижением всех пользователей и предупреждает о возможных контактах с заболевшими.
На улицах за населением наблюдают камеры, распознающие лица, и дроны. Их применяют в КНР, Испании и Италии. В последней правоохранители таким образом ищут нарушителей карантина.
Англия публикует снятые с дрона подборки нарушителей. В Америке следят за пользователями в основном частные компании, используя данные, которыми пользователи и так делятся с соцсетями и сервисами.
Одна из фирм составила карту перемещений по стране граждан, отдыхавших во Флориде. Сейчас данные частных фирм намерено использовать и правительство страны, пока анонимно.
Активная слежка за людьми тревожит международные организации. В ООН призывают власти не злоупотреблять полученными данными и ростом полномочий.
Политолог Илья Стахеев предположил, что репрессивные меры по тотальной слежке за гражданами могут стать нормой. Со Средних веков практически ничего нового в социальных практиках нет, при возникновении эпидемий власти всегда действовали схожим образом.
С тех пор усовершенствовались технологии, и будут совершенствоваться и дальше, поэтому слежка за гражданами со стороны государства может усиливаться, предполагает политолог. Также он отмечает, что при введении чрезвычайных мер «откатить их обратно довольно сложно, потому что с течением времени чрезвычайные нормы начинают восприниматься как нормальные».
Возможно позже будет уже нормально восприниматься пропуск в какой-либо район Москвы, предполагает Стахеев. При отсутствии пропуска человека смогут сразу же каким-нибудь вычислить, изолировать и наложить некие санкции, размышляет он.
При этом люди, недовольные отсутствием своего сетевого суверенитета и личных пространств в городе, будут «придумывать какие-то вещи», избежать контроля, слежки.
Но, с другой стороны, большинство граждан сейчас поддерживают идею безопасности. «И безопасность сейчас является некоторой сверхидеей, некоторым культом, главной мыслью — все ради безопасности», — отмечает политолог. И сейчас даже те, кто называл себя либералами, вдруг стали убеждать всех, что нужно пожертвовать свободой во имя безопасности, замечает Стахеев.