Январский средний чек покупки уменьшился на 10,9% или 67,5 рублей до 552 рублей по сравнению с декабрем, выяснил исследовательский центр «Ромир».
То есть, покупают теперь россияне меньше и все больше экономят. Если не получается сэкономить на еде, то экономят на одежде и развлечениях. И так в России последние пять лет.
Но официальная статистика упрямо твердит обратное, как будто ваяется где-то в параллельной реальности. Росстат сообщил, что реальные доходы населения с конца прошлого года начали расти.
Эта экономия негктивно сказывается и на самих людях, и на бизнесе, поскольку снижение спроса приводит к снижению прибыли, отмечает журналист Инна Деготькова. Страдает вся экономика, поскольку уменьшение оборота розничной торговли отпугивает инвесторов и не позволяет разогнать ВВП. К тому же, в стране затянутых поясов не может быть доверия к власти, отмечает журналист.
Всем плохо, кроме кредиторов, особенно МФО. В 2019 году МФО выдали 19,5 млн займов на общую сумму 246 млрд рублей, подсчитал «Эквифакс». Это на 25% больше по числу кредитов и на 28% больше в деньгах по сравнению с 2018 годом. Деготькова пишет, что развивается новая форма крепостного права, где банки и МФО — это помещики, а обычные люди — рабы.
Политолог Евгений Сатановский оценил падение среднего чека россиян. Он считает, что «явление это тревожно до крайности», но легко объяснимо. «Экономит народ. Поскольку оптимизма у него примерно столько же, сколько денег. Всё меньше и меньше. Нет, с миллиардерами всё в порядке.
Хотя и у них с расходами поспокойней: дворцы и яхты покупают реже, на супердорогие авто и личные самолёты спрос упал. Но на продуктах и одежде не экономят. А поскольку основная масса населения для начальства существует исключительно в виде статистических единиц, общается оно с ним редко, не всегда удачно и в стиле «денег нет, но вы держитесь», жизнь такова, как есть и лучше не будет», — пишет Сатановский.
Между тем магазины полны. И даже если многие товары не лучшего качества, дефицита нет ни в чём, кроме денег. «Парадокс: богатая, да что там, богатейшая в мире страна, населенная в большинстве своём крайне небогатыми людьми. От пенсионеров до бюджетников», — замечает политолог.
По его словам, «тут уже всё от начальства зависит. В чьих интересах управляет и решения принимает, так у народа и жизнь налаживается. Или, скорее, разлаживается». Исправлять это никто не будет, поскольку противоречит «сие теориям, которые наши экономисты-финансисты вызубрили и применяют».
«Менять их на других, толковых, никто не будет. Они удобны, что им сказано, то и делают, не кочевряжатся и сами по себе столь же малоосмысленны, как с точки зрения политических рисков безопасны. А это для страны на переломе эпох дело первейшее.
Так что будем жить-поживать, особо добра не наживая. По усам национальное богатство, при всём профиците бюджета и торгового баланса, течёт, в рот не попадая», — отмечает политолог.