«Прелюдия» к приватизации: о продаже акций Сбербанка кабмину
Уточняется, что активы будут куплены самим кабмином за счет средств ФНБ по рыночной цене. Пакет акций, находящийся в собственности Центробанка, оцениваются в 2,8 трлн рублей.
Экономист Михаил Делягин считает, что формально процесс продажи выглядит «пристойно», но возможны негативные последствия от продажи активов. По его словам, госимущество должно управляться правительством, а не организацией с «непонятным статусом», которым обладает ЦБ.
Банки могут находиться в собственности ЦБ только если они проходят санацию или у них какие-либо проблемы, считает экономист. А вполне успешный Сбербанк должен находиться в собственности у правительства, поэтому с формальной юридической стороны все правильно, полагает он.
Покупка кабмином акций Сбербанка может являться «прелюдией к приватизации», считает Делягин. По его словам, отношение к активам у ЦБ и правительства абсолютно разные. Для ЦБ госбанк — это инструмент влияния на сферу, которой он управляет. Для правительства он является обузой, это актив, за который нужно отвечать и управлять им, «ничего не понимая в специфике деятельности».
Это «чужеродный элемент, от которого, по-хорошему, надо избавиться. Поэтому передача Сбербанка из Банка России под контроль правительства де-факто создает угрозу его приватизации — то есть, разграбления российского народа. Все мы знаем, что такое приватизация и как она проходит», — сказал Делягин.
По его мнению, последствиями приватизации станет создание частной монополии. А «нам еще Чубайс на примере энергетики показал, насколько частная монополия хуже государственной», отмечает экономист.
По мнению авторов телеграм-канала «Мейстер», ЦБ выбрал достаточно удачное время для продажи контрольного пакета акций Сбербанка. Дело в том, что в конце 2019 года Совет Федерации одобрил закон, согласно которому в период 2020-2022 годов все доходы ЦБ от участия в капитале Сбербанка должны перечисляться в казну.
По сути, ЦБ продаст акции, которые в ближайшие 3 года не принесут ему никакой прибыли. Эти деньги ему пригодятся, ведь в одном только 2018 году ЦБ показал убыток в размере 434,7 млрд рублей. Однако большую часть денег ЦБ все равно вернет в бюджет откуда они пойдут на финансирование различных бюджетных статей.
От этой сделки выиграют все: ЦБ решает проблему с конфликтом интересов, когда они одновременно и регулятор и собственник крупнейшего игрока, Минфин получает серьезную прибыль в бюджете, государство получает возможность потратить дополнительно несколько трлн рублей, отмечают авторы канала.
По мнению политолога Станислава Белковского, данная сделка «как-то скажется на политико-аппаратных перспективах главы крупнейшего коммерческого банка страны Германа О. Грефа».