12 тысяч съеденных в Парке Горького на спойлерском городском празднике шашлыков против 800 задержанных протестующих, равнодушные против рассерженных — так комментирует события, развернувшиеся 3 августа в российской столице, журналист Андрей Колесников.
Пока есть шашлык, демократия не требуется, отмечает он. В столице есть возможность сочетать политический подкуп горожан шашлыком и «взбесившуюся дубинку», пишет Колесников. В прочих регионах страны этой возможности нет: шашлыка мало и с населением следует быть поосторожнее. Но Москва — столица, пример для прочих регионов, которые «должны вести себя тихо, иначе сделаем, как в «лучшем городе земли», а Конституцией своей вы можете утереться».
В истеблишменте РФ на разных уровнях есть полное единство в вере в эффективность ужесточения репрессий, полагает журналист. Отсюда происходят бессмысленная жестокость и полнейшее пренебрежение законом. По словам журналиста, стратегия, тактика и приемы властей очевидны: «1. Запугиваем обывателя и сочувствующих протестующим — и они начинают с удвоенным усердием переваривать шашлыки: лучше жевать, чем говорить, 2. Нейтрализуем — жестко и бескомпромиссно — всех лидеров протестов, вплоть до абсурдных формулировок», все средства сгодятся, все позволено.
По словам журналиста, это авторитаризм — но не ради модернизации, а лишь для сохранения власти (демодернизации). Государство скатывается в архаику. В гражданах режим видит либо «дойных коров», либо опасного субъекта, от которого следует защищаться, пишет Колесников.
Власти усматривают опасность даже в возможном небольшом успехе сил демократии, именно по этой причине выражающих протест следует не просто разогнать, а избить и арестовать, отмечает журналист. Поэтому нигде и никогда нельзя допускать честных выборов — иначе чувство гражданина будет распространяться. «У жующих шашлык и им сочувствующих не должно быть никаких сомнений в том, что режим устойчив, зол, всевидящ», — пишет журналист.
По его словам, не россияне, вышедшие на площадь, разделили всех на «чистых и нечистых, на тех, кому положена порция шашлыка, и тех, кому положена дубинка и нары». Это власть разделила их, полагает журналист.
Массовая акция за регистрацию независимых кандидатов в МГД прошла 3 августа в Москве. Это уже четвертый крупный протест за последние две недели, начиная с 14 июля, когда стало понятно, что власть не собирается признавать подписи независимых кандидатов.
Это протест без лидеров и единого центра локации. Местом проведения акции было выбрано Бульварное кольцо, формат — прогулка. Все это, чтобы минимизировать задержания. Две точки кипения — Пушкинская и Трубная площадь.
Большая часть независимых кандидатов находилась под административными арестами. Тех, кто мог принять участие в акции — Соболь, Янкаускас — арестовали перед ее началом.
По официальным данным, в акции приняли участие 1500 человек, по оценкам Forbes — несколько тысяч, причем сотрудников полиции и Росгвардии было в несколько раз больше. В МВД сообщили о 600 задержанных, «ОВД-Инфо» — о 828 на 21.00 3 августа. Количество обвиняемых в массовых акциях протеста возросло — теперь их 9.
Наблюдалось психологическое воздействие на протест. На Пушкинской площади женский голос объявлял: «Уважаемые граждане, сотрудники Росгвардии несут службу в целях обеспечения вашей безопасности. Большинство военнослужащих срочной службы сегодня здесь — это ваши сыновья. Будьте благоразумны, не нарушайте закон». Сами «сыновья» при этом жестко «винтили» собравшихся на акцию.
Ранее сообщалось, что СК возбудил дело об отмывании ФБК свыше 1 млрд руб. Следствие считает, что сотрудники фонда получили от третьих лиц крупную сумму в валюте и легализовали поступление через банкоматы, внеся средства на разные счета. Незадолго до этого о вероятном возбуждении дела сообщал «Проект». Сотрудники ФБК обвинения отвергают.
Также сообщалось о возможном участии операторов в блокировании связи. Как рассказал «Новой газете» глава некоммерческой организации «Общество защиты интернета» Климарев, у «Билайна» и МТС базовые станции в центре были переведены в режим GSM only, то есть по сути был отключен мобильный интернет. Сами операторы свое вмешательство отрицают, допуская, что связь могла пропасть из-за перегрузок в сети.