История с мандатом Грудинина продемонстрировала глубину ловушки, в которую попали Зюганов и его соратники.
Это ловушка финансовой зависимости от власти, полагает политолог Федор Крашенинников. Бессмысленно серьезно рассуждать, чем же так виноват Грудинин перед властью, почему его боятся в Кремле, считает он.
Сейчас, когда набравшему 9 млн голосов экс-кандидату в президенты по надуманным причинам не дают даже мандата депутата ГД, а в ответ он не может противопоставить ничего серьезного, рассуждать о нем как о политической фигуре бессмысленно, считает политолог.
История Грудинина — это обычный случай того, как состоятельного, но не понимающего в политике человека развели и кинули опытные политиканы. Но история с Грудининым была еще и ловушкой для Зюганова, и старожил российской системной оппозиции попался в нее, а теперь лишь увязает в ней.
К 1999 году Жириновский и Зюганов так надежно вросли в оставщуюся после Ельцина политическую систему, что избавиться от них оказалось невозможным, в отличие от несистемных, полусистемных и даже таких системных партий, как СПС и «Яблоко».
Но также никакого особенного смысла избавляться от них не было. Процедура подкупа глав партий уже практиковалась, а после ряда целенаправленных усилий любые возможности для получения политических денег от независимых спонсоров у думской оппозиции исчезли, отмечает политолог.
Системная оппозиция стала полностью зависима от власти, выборов к выборам играла одну роль: демонстрировала критиков режима, чтобы действительных критиков можно было не замечать и не пускать на выборы.
Зюганов был здесь полезен Путину тем, что он старше него и примелькался даже сильнее, чем он. На его фоне он всегда и молод и свеж. Но к недавнему времени и КПРФ, и ЛДПР стали для Кремля не большой, но проблемой: канализировать протест они не в состоянии, на народ влиять они не могут, но они все время что-то просят.
КПРФ, всем ее настоящим и будущим спонсорам и кандидатам показывают, что Зюганов больше ничего не способен решить и ничего не может им обеспечить — даже в таком неважном вопросе, как передача мандата внутри фракции КПРФ, отмечает политолог. Получается, что все соглашения с властью, в которых он выступал гарантом, легко можно отменить, и они являются черной меткой для губернаторов-коммунистов и для тех, чья карьера зависит от положения КПРФ.
Грудинину обидно, и он полагает, что это он в чем-то виноват. Но он — лишь острая палка, которой Кремль тыкает Зюганова и дает жестокий урок всем прочим, считает политолог.
В чем смысл урока? Всей РФ, всей КПРФ, всем ее настоящим и будущим спонсорам и кандидатам показывают, что Зюганов больше ничего не может решить — даже в несущественном вопросе, как передача мандата внутри фракции КПРФ, отмечает политолог.
Таким образом, любые сделки с властью, где он выступал гарантом, с легкостью могут быть отменены, и это черная метка для губернаторов-коммунистов и вообще всех, чья карьера как-то связана с коммунистами, считает политолог.