Пятилетний юбилей присоединения Крыма — дата для российского руководства во всех отношениях знаковая и значимая, отмечает журналист Андрей Перцев.
В 2014 году Кремль сделал резкий поворот, была запущена ультрапатриотическая пропагандистская машина, присоединение Крыма народ одобрил. После этого власть решила, что ей позволено все: действия в Донбассе, ответные санкции с запретом ввоза продуктов и прочее, пишет журналист. Крымом оправдывали всё, отмечает он.
Со временем оправдывать какие-то шаги власть перестала. Было введено понятие «крымский консенсус», означающее в общем следующее: россияне поддерживают власть, благодарят ее за присоединение Крыма и «восстановление исторической справедливости». Народ ничего не требует, затягивает пояса, одобряет масштабные проекты и вложения в полуостров.
Консенсус долго работал. При этом раз в год россиянам напоминали о радостном событии, произошедшем весной 2014 года. По случаю праздника на площадях городов РФ власти собирали митинги с концертами звезд.
В 2019 году ничего такого уже нет, отмечает журналист. В столице празднования рассредоточат по городу, концертов не ожидается. То есть существует некий праздник, его надо каким-то образом отметить — и отмечают соответственно. Праздник превратился в обыденность, пишет Перцев.
Так, Крым обрел новый статус для власти. Сам президент не часто посещает полуостров — на пятилетие он, скорее всего, приедет, но это будет довольно будничный визит, скорее даже рабочий. Со временем Крым стал для Кремля обычной территорией, одним из депрессивных регионов РФ — мегапроекты завершились, окончились и крупные контракты для близких к Путину лиц. Настало время дотаций и субсидий, отмечает журналист.
Россияне также постепенно перестали придавать значение слову «крымский». Прагматизм быстро исчез, так как выяснилось, что дешевле отдыхать в Турции, полагает Перцев. Патриотизм удерживался дольше: все-таки это земля российских побед, страна вернула себе свое, доказала Западу, чего стоит.
Но со временем и эти настроения практически сошли на нет: экономическое положение усложнялось, а пропаганда постоянно рассказывала, как и что улучшают в Крыму. Многие россияне начали думать примерно в том ключе, что жируют они там на наши деньги, а у нас самих проблем хватает. Сами жители полуострова также стали отмечать, что жизнь не сильно улучшилась.
Для россиян словосочетание «крымский консенсус» утратило обе части: если нет крымского, то нет и консенсуса. Снижение рейтингов власти это подтверждает, считает Перцев.
«Из символической территории Крым за пять лет превратился во что-то неудобное. Мечты реализовались, лодка любви разбилась о быт», — пишет он.