Независимо от того, что ожидает отошения США и РФ, сейчас важно, чтобы эти процессы не сопровождались эскалацией в ядерной сфере.
И здесь интересы КНР и США совпадают. США решили выйти из ДРСМД. В тот же день Россия заявила об ответной приостановке действия договора. Согласно правилам договора, стороны имеют еще полгода, для того чтобы достичь компромисса. Но стория вопроса подсказывает, что ожидать резких изменений позиций Москвы и Вашингтона не стоит и в августе договор прекратит свое существование.
На фоне этого высока вероятность, что новый Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) не будет продлен и истечет в 2021 году или даже будет прекращен досрочно.
Так Москва и Вашингтон могут оказаться втянутыми в гонку вооружений в области крылатых и баллистических ракет средней дальности сухопутного базирования (ранее запрещенных ДРСМД) и межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков (ранее ограниченных ДСНВ). И это в дополнение к уже идущей гонке в области наступательных и оборонительных систем и начинающейся гонке гиперзвуковых вооружений.
В случае исчезновения ДСНВ стороны также лишатся надежных источников информации о структуре стратегических сил противника. Будут утрачены меры доверия в ядерной сфере, исчезнет постоянная платформа для обсуждения вопросов стратегических вооружений.
Все это негативно скажется на стабильности противостояния России и Америки. В случае прямого военного конфликта между Россией и США повысится вероятность его перехода на ядерный уровень.
Позиции Москвы и Вашингтона в отношении развития стратегических сил и оценки угроз далеки друг от друга и продолжают отдаляться. Обе стороны все больше рассматривают двусторонние отношения как игру с нулевой суммой, что приводит к нежеланию идти на ограничения в сферах, где у одной из сторон имеется преимущество.
Развитие и широкое внедрение новых типов военных технологий продолжается на фоне отсутствия механизмов контроля за ними и нежелания США Москва и Вашингтон обвиняют друг друга в нарушении договоров по контролю над вооружениями, включая ДРСМД (нарушение Россией и США) и ДСНВ (нарушение США) 2.
Наличие подобных обвинений не только подрывает существующие договоры, но и создает атмосферу взаимного недоверия, при которой под сомнение ставится сама возможность новых договоренностей с другой стороной.
Военные потенциалы третьих стран (КНР, КНДР и Ирана ― для США, Великобритании и Франции ― до определенной степени для России) учитываются РФ и США при планировании развития своих стратегических сил. Реакция одной из ядерных сверхдержав на действия внешних игроков может вызвать незапланированный ответ другой, запуская цикл действия и противодействия.
В целом как в Москве, так и в Вашингтоне контроль над вооружениями не воспринимается как немедленный вызов. Отсутствие на протяжении долгого времени прямой ядерной угрозы привело к исчезновению значительного общественного и политического интереса к теме. Ключевые вызовы выглядят либо слишком отдаленными во времени, либо решаемыми за счет создания новых видов вооружений.
Большинство из этих проблем не новы. Всего 35 лет назад система контроля над вооружениями переживала схожий по масштабу кризис. В ноябре 1983 года советско-американские переговоры по ограничению стратегических вооружений были прерваны впервые с 60-х годов ― в связи с развертыванием американских ракет в Европе и общим тупиком в подходах сторон к вопросу. Они не возобновились до марта 1985 года.
Отказ США от выполнения ОСВ-2 означал снятие формальных ограничений на наращивание стратегических наступательных вооружений двумя сверхдержавами. В 1980-е тренд удалось переломить. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев был настроен на широкие внутри- и внешнеполитические изменения, включавшие в себя нормализацию отношений с США и готовность к глубоким сокращениям ядерного оружия.
В 1987 году был подписан ДРСМД. Тогда ни у России, ни у США не было планов резкого наращивания ядерных сил за пределами стран, установленными ДРСМД.
При прекращении действия нового ДСНВ Россия и США могли бы выступить с совместным или параллельными заявлениями о том, что они не планируют наращивать стратегические вооружения выше лимитов договора, а в случае если подобные планы появятся, они проинформируют об этом другую сторону.
В этом же контексте России и США стоит продолжать обмен и публикацию данных по развернутым стратегическим системам (боеголовки, ракеты, тяжелые бомбардировщики и пусковые установки) даже в отсутствие ДСНВ. Это может быть оформлено как политическая договоренность сторон.
Что касается исчезновения ДРСМД, то ключевым вызовом для России и США станет избежание повтора «кризиса евроракет» 1970–80-х годов. Возможным вариантом решения данного вопроса могла бы стать договоренность о неразмещении наземных ракет средней и меньшей дальности в Европе.
Публикация подготовлена в рамках проекта «Стратегическая стабильность в XXI веке».