Премьер хочет завуалировать критическую ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в России, считает экономист Михаил Делягин.
В нашей стране живет свыше 19 миллионов человек, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума. После изменения методики подсчета их может стать на несколько миллионов меньше. Но при этом жизнь этих людей к лучшему не изменится, отмечает он.
Стоит подумать о пересмотре наших взглядов на то, как мы относим людей к категории бедных, и исходить здесь в большей степени из расходов человека, как это стараются делать во всем мире, а не просто отталкиваться от доходов, сказал премьер на встрече с главами субъектов Федерации.
По его словам, так можно избежать ситуаций, когда семья с детьми, которая еле сводит концы с концами и при этом заботится о пожилых родственниках, не имеет права на пособие только потому, что, как выразился Медведев, ее «доход на какой-нибудь рубль превышает прожиточный минимум».
Также невозможной станет обратная ситуация, когда вполне обеспеченные люди, которые не работают официально, ежемесячно получают деньги еще и от государства. Сейчас в России используется концепция абсолютной бедности — доходы населения соотносятся с прожиточным минимумом. Иными словами, бедность в стране измеряется по численности и доле населения с доходами ниже прожиточного минимума. Росстат выборочно ежеквартально исследует бюджеты домохозяйств.
По данным Росстата за январь—сентябрь 2018 года, 13,3% населения имели доходы ниже прожиточного минимума, который в третьем квартале 2018 года составил 10 451 руб. Речь идет о 19,6 млн россиян.
В 2010 году показатели бедности России и Китая были сопоставимы, отмечает Делягин. Они находились на уровне 10%. Сейчас в России этот показатель вырос, а в Китае, напротив, упал. Уровень бедности в этой стране теперь составляет 3%. Но это произошло не за счет изменения методики подсчета. А за счет социальной политики.
Современный уровень жизни россиян, которых Медведев деликатно называет бедными — а в действительности они просто нищие — сопоставим с уровнем жизни немецких военнопленных после 1945 года. То есть к нашим гражданам Медведев относится так же, как Сталин относился к фашистам, пишет экономист. Если бы наш премьер хотел улучшить благосостояние людей, он бы занялся социальной политикой, а не менял методы подсчета, полагает эксперт.
Медведев — это человек, который пытается фонтанировать идеями, считает Делягин. Но это у него получается плохо, потому что и профильное образование не позволяет, и советчики не те, полагает экономист Никита Кричевский. Многие его идеи зачастую вызывают гомерический хохот и подрывают доверие к институту власти, считает он.
Изменив способ подсчета, можно добиться улучшения статистики, то есть на бумаге бедных станет меньше. Людт не знали, что живут в достатке и довольствии, а к ним придут умные люди и объяснят, что все у них в действительности хорошо. Россия — это страна-чемпион по надеждам и обещаниям, считает экономист.