Снижение популярности власти понемногу становится одной из основных проблем для путинского режима.
При этом в РФ сейчас рейтинг любого госинститута и легитимность системы прямо зависят от показателей поддержки национального лидера. Ранее администрация президента по факту проиграла 4 избиретельные кампании в регионах, отмечает глава аналитического департамента Центра Политических Технологий Татьяна Становая.
После этого появилась интрига — как АП и сам Путин будут адаптироваться к изменившейся действительности. Возможно РФ ожидают политические реформы. Либо власти сделают что-то иное, что поможет вернуть им поддержку россиян, как это было в 2014 году.
В Кремле снижение рейтингов и поражения на нескольких региональных выборах не оценивают как нечто, заслуживающее пристально внимания. Руководство страны не может поверить, что произошли изменения в настроениях общества.
Оно все списывает на просчеты в кадровой политике. Проигрыши объясняют моральным износом губернаторов, которые потеряли способность вести диалог с людьми и привыкли к тому, что поддержка Путина и отсутствие настоящей конкуренции гарантируют им несомненную победу.
Такие умозаключения позволяет отвести внимание от падения рейтингов Путина (система не хочет признавать их за реальную опасность) и направить его на проблему смены кадров. Поэтому вместо использования политических инструментов (партии, политическая конкуренция и так далее), предпочли произвести новые назначения.
Новых глав регионов ищут согласно логике корпоративной вертикали. Это должны быть менеджеры-технократы без особенного политического опыта и амбиций. Выбирать их рассчитывают при помощи популистской повестки и использования политтехнологий.
Губернаторы не являются субъектами российского политического процесса. Они — винтики государственной машины. Исходя из такой реакции властей можно предположить, что в АП не верят в снижение популярности Путина и власти вообще, а падение рейтингов считают закономерным и управляемым последствием пенсионной реформы.
«Нет никакой катастрофы» — эта фраза выражает общий настрой во власти. В АП верят, что Путину нет замены в РФ и его рейтинг не может существенно снизиться, полагает Становая.
Окружение президента в основном ориентируется на ожидания самого Путина, на его чувство своей исторической миссии, надежно оберегающей его от политических конкурентов. Сменить Путина может лишь его преемник — на этой мысли основаны все политические решения последнего времени.
При дальнейшем падении рейтинга Путина он сам и его окружение не увидят в этом политическую слабость главы государства, считает политолог. Отмены выборов глав региононе не случиться, так как власть убеждена в абсолютной правильности своего курса.
Отмена выборов в регионах — признание своей непопулярности, таким образом власть признает справедливость протестных настроений. Но муниципальный фильтр сохранят. Логика Путина такова — если фильтр не помешал избранию оппозиционных политиков, то он не такой уж жесткий.
Какие-либо политические изменения если Кремль и будут проводить, то это будет касаться транзита власти, а не падения доверия россиян к системе, считает политолог. Такие настроения Кремля можно объяснить тем, что нынешние кураторы в основном занимаются тем, что обслуживают политические потребности Путина, обеспечивая ему комфорт.
Что будет при очередном падении рейтингов, к которому Кремль не готовится, мы наблюдали в 2011 году, когда на Болотную пришли и представители системной оппозиции, и заметные представители привилегированных слоев, к примеру Кудрин и Прохоров.
Поддерживать стабильность АП сможет либо искусственным накачиванием рейтинга, либо ужесточением режима, уничтожением остатков политической конкуренции, полагает Становая. Этот вариант более вероятен, чем возможная либерализация режима, которую внушительная часть элиты страны (особенно это касается силовиков) воспринимает как капитуляцию перед США и ЕС.
Режим начинает формировать корпоративное государство, в котором интересы корпорации автоматом освещают, как народные, а граждане теряют остатки политических прав. Скорее всего нерешительность путинского окружения и отсутствие политического заказа на ужесточение пока сохраняют возможность либерализации, которая будет инициирована снизу, а не сверху, полагает политолог.