Историк, автор книги «Как работает пропаганда» Тамара Эйдельман рассказала, какими приемами сложности и противоречия, свойственные жизни, сводятся на нет в мозгах доверчивых людей.
Историк сообщила о том, как устроены типичные пропагандистские приемы. По ее словам, эти приемы коренятся в нашем бессознательном. В людях заложен первобытный страх, отмечает она.
Если вспомнить историю, еврея Зюсса обвиняли том, что он насиловал христианских женщин. Он был красив и действительно имел множество романов, но нет причин полагать, что он насильно заставлял женщин. Но мысль, что «они пристают к нашим женщинам», очень живуча — и когда говорят про еврея-финансиста 18 века, и про поведение нынешних мигрантов, отмечает Эйдельман.
Вторая неискоренимая идея — «они нас грабят». Третий способ возбуждения ненависти связан с изуверством, как, например, в «деле Бейлиса». Гадкие евреи изощренно убили Андрюшу Ющинского. Историк упомянула и телесюжет о распятом мальчике, показанный на Первом канале в 2014 году.
Образ распятого ребенка — один из сильнейших по воздействию на психику, отмечает она. Тогда эту историю связывали с распятием Христа — мальчика раздели, привязали к БТР, пригнали людей посмотреть на его муки. Христос перед злодеями — один из примеров удачного хода пропаганды. Фото и видеодоказательств казни не было, и многие обвиняли тогда СМИ в грубой подделке.
По словам Эйдельман, широко известен один психологический феномен — наглый обман может показаться достовернее правды. В правдивом объяснении присутствуют нюансы, над которыми не хотят размышлять, когда картинка уже готова.
Историк снова вспоминает «дело Бейлиса». Студент Голубев показал на еврейского приказчика Бейлиса как на убийцу православного мальчика Ющинского. Политики и общественность были уверены в ритуальном характере убийства, а из мальчика постепенно делали христианского мученика.
При этом на факты многие не обращали внимания. Когда возникает противоречие «мы» и «они», то выясняется, что люди, столетиями жившие совместно, совершенно не похожи друг на друга. «Они» — омерзительны, поэтому их не стоит жалеть.
Идея пропаганды почерпнула очень много из постулатов нациста Геббельса, отмечает историк. Основная задача при этом — вбить некий постулат в мозг человека, множественно повторяя одну и ту же мысль, причем делать это нужно как можно проще и наглее.
Среди основных постулатов Геббельса: «Худший враг пропаганды — интеллектуализм» получил подтверждение в эпоху массовой культуры и телевидения.
Из любой новости можно легко создать пропаганду, полагает историк. Нужно лишь прибавить несколько слов. Например, новость под заголовком: «Кавказцы побили студентов». Судя по заголовку, сразу видятся студенты-очкарики, а им навстречу 4 огромных кавказца с кинжалами.
Согласно тексту выясняется, что ночью в кафе устроили драку 4 кавказца и двое студентов, которым уже по 30 лет. Налицо обычная пьяная драка. Но язык вражды действует мгновенно, и любая новость может быть повернута для представления того, как «они» нас обижают и так далее, отмечает Эйдельман.
Что касается контроля над информацией, то можно отметить, что он есть, а толку от этого нет. Уже тысячи фейков были разоблачены множество раз. Но тому, кого уличают во лжи, наплевать, и он настаивает на том, что говорит истинную правду, сообщает историк.
Пропаганда рассчитана на доверчивых и не привыкших анализировать информацию людей, отмечает она. Единственным способом быть свободным от навязчивых пропагандистских идей остается самостоятельный анализ данных, не принятие всего на веру.
Необходимо прежде всего размышление, далее сознательный выбор, а затем можно и верить в соответствии с этим выбором, полагает историк.