РФ и США за последние месяцы осуществили несколько неудачных попыток прийти к соглашению.
Число тем для переговоров невелико, а вопросов, в которых у США есть общность с РФ, еще меньше, считает политолог Леонид Исаев. Переговоры по Ближнему Востоку, где стоят вопросы о иранском присутствии в Сирии, послевоенном восстановлении страны и вопрос палестино-израильского урегулирования, также пока не имели успеха.
На встрече лидеров РФ и США в Хельсинки США признали за РФ право главенствовать в вопросах мирного урегулирования в Сирии, это было успехом. На этом общие темы у сторон оказались исчерпаны. РФ не желает обсуждать с США проблему палестино-израильского урегулирования, пока США пытаются претворить в жизнь «план Кушнера».
В стратегии США на Ближнем Востоке присутствуют некие основные направления, одно из которых — сосредоточение на отношениях с Израилем. Поэтому США настаивают на том, что иранские ВС должны покинуть Сирию. По мнению Вашингтона, успеха можно достичь, посеяв вражду между РФ и Ираном.
Это вынудит иранцев изменить свое мнение по вопросу о нахождении в Сирии, полагают в США. По замыслу американцев, из-за возобновления санкций и усиливающейся внутриполитической борьбы Иран не сможет проводить эффективную региональную политику.
Эта тема стала ведущей в ходе женевской встречи американского советника Болтона и секретаря Совбеза РФ Патрушева. Будучи в Израиле, Болтон не раз говорил, что полагает, что РФ исключит участие Тегерана в сирийских военных операциях.
Но надежды американцев не сбылись, пишет Исаев. В Иране сложная экономическая ситуация — девальвация национальной валюты, снижение доходов граждан, рост инфляции. По мнению политолога, Иран привык жить под санкциями.
Они значительно ухудшат экономическую ситуацию, но не разрушат экономику страны.Теоретически все эти факторы могут подтолкнуть развитие промышленности и вызовут снижение импорта.
Руководство страны должно начать проведить экономические реформы, а слабая национальная валюта позволит увеличить поступления в бюджет, зависимый от продажи нефти.
Отказ РФ от предложения США об изоляции Ирана основан на том, что США ведут переговоры с позиции силы, а РФ желает разговора на равных. США хотят от РФ полного разворота по Сирии. При этом Россия не добилась от США ясного ответа — что российская сторона получит в обмен.
Обещания США на словах, что изменение позиции Москвы по Ирану повлечет смягчение санкций, не убеждают россиян. Это происходит, потому что российское руководство понимает, что снять санкции вправе лишь Конгресс, но не Трамп.
Также российская сторона не хочет в открытую конфликтовать с Ираном, поскольку с этой страной есть общие вопросы по энергетике, Афганистану и прочие. Также Россия попросту не доверяет США.
Но есть прочие причины, которые не дают РФ согласиться с требованием США по Сирии. За годы войны иранские военные настолько интегрировались в структуру сирийских ВС, что их вывод повлечет демонтаж всей системы, считает Исаев.
Уход иранцев из Сирии стал еще менее вероятен после того, как иранский министр обороны Хатами после переговоров с Асадом заключил договор о совместной обороне. Из-за этих причин ликвидация иранских сил в Сирии не представляется возможной, пишет политолог. Соответственно вряд ли последует существенный сдвиг в диалоге РФ и США по Сирии.