Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:28
Москва
28 ноября ‘24, Четверг

«Не в шмотках счастье»: как россияне учатся копить деньги

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Только треть российских граждан делает сбережения, размеры которых специалисты не считают достаточными.

Что с накоплениями в России

В среднем россияне считают накоплениями сумму в 100 тысяч рублей. Это меньше, чем три средние зарплаты, а «заначка на черный день» должны быть больше трех окладов, пояснил «МБХ медиа» вице-президент КРОС Максим Кваша.

По его словам, эти накопления представляют только «подушку безопасности». Есть еще накопления на образование, улучшение жилья и старость. Адекватным размером для последней цели считают 120 месячных зарплат, добавил эксперт.

Он увидел причины маленьких сбережений и неразвитого навыка накопления денег в маленьких доходах и отсутствии финансовой культуры. Если половине населения России хватает денег только на еду и одежду, то о сбережениях в таких условиях речи не идет. Несколько поколений россиян лишались накоплений, что сформировало своеобразную финансовую культуру, не предполагающую сбережений.

По словам Кваши, цели, на которые стали откладывать россияне, говорят о росте финансовой грамотности. Больше граждан начали копить «про запас»: они стали понимать необходимость денег на непредвиденные случаи.

Другим хорошим показателем стало снижение числа людей, копящих на роскошь. По мнению эксперта, это связано с отходом от демонстративного потребления. Кроме того, больше россиян стали копить «на старость», что Кваша связал с пенсионной реформой. Граждане стали понимать, что государство обеспечит в старости только минимум, а о достатке надо думать самостоятельно. Эксперт считает, что это показатель не только для развития финансовой культуры, но и для всего общества: люди стали ответственнее за свои жизни.

По его словам, в России завершается знакомство с возможностями потребительского общества. Сейчас стартует новый этап, в котором важнее не «шмотки», а финансовая безопасность.

Как научиться копить

Гражданам надо понять, что планирование бюджета возможно не только на короткие периоды (день, неделю или месяц), но и на длительные (годы и десятилетия). Чтобы начать сберегать, нужно исходить из потребностей завтрашнего дня, а не сегодняшнего. Россиянам это дается тяжело из-за страхов в очередной раз потерять все сбережения. Однако страхи уменьшаются, полагает эксперт.

Финансовая консультантка Алена Никитина пояснила, что для развития навыка накоплений нужно жить на сумму, которая меньше доходов. Многие не понимают, что тратить ежедневно по 100 рублей на кофе означает потратить за пять лет почти 200 тысяч рублей. Чтобы видеть все свои расходы и доходы, их надо записывать. А над учетом финансов надо рефлексировать. Если человек внезапно получит премию или повышение, оно может просто потратить деньги. Ему нужно открыть счет и положить средства туда, чтобы не успеть их потратить.

Если расходы превышают доходы, то первые нужно снижать, а вторые повышать. Тревожным звонком финансистка назвала кредит. У людей с идеальным состоянием финансов нет потребностей в них. На все форс-мажоры у них отложены деньги, пояснила она.

Если есть сложности с выплатой кредита, то нужно проанализировать ситуацию и понять, что сделать, чтобы не повторить ее. Далее надо составить план, предполагающий экономию: нужно максимально снизить траты и использовать все возможные активы. В критических ситуациях люди могут продать машину, переехать на дачу, к родственникам или друзьям, чтобы сдавать квартиру и получать дополнительный доход. План должен действовать до выхода в плюс и накопления денег для жизни. Далее можно расслабиться, но доходы должны оставаться выше расходов.

Никитина предложила использовать мотивацию для накоплений. Кого-то мотивирует страх, цель приобрести что-то или процесс преодоления себя. Самой далекой и большой целью должен быть пенсионный счет, а более близкими — отпуска и гаджеты. Стоит расписать, как все будет у человека, если ситуация останется прежней. Испуг или вдохновение могут мотивировать к переменам, добавила он.

Реклама