Инициативы Европейского союза могут оставить газопровод недозагруженным в течение нескольких лет.
Соответствующие поправки к газовой директиве ЕС одобрили в Еврокомиссии, Европарламенте и Совете Евросоюза. В этом варианте правки вынесли на повторное голосование в Совете ЕС, пишет «Коммерсантъ». По его данным, их «непременно» примут 20 февраля, а после формальных процедур сделают законом.
Нормы разработали противники Nord Stream 2, которые хотят привести проект в соответствие с внутренним рынком ЕС. Для этого у газопровода должен быть независимый от «Газпрома» оператор (нынешний оператор Nord Stream-2 AG входит в структуру госкомпании), что реализуемо. Кроме того, третья сторона должна получить доступ к мощностям трубы. Этот пункт вызывает протест, поскольку газ в российский конец трубы может подать только «Газпром»: только у него есть право на экспорт топлива.
В итоге ЕК может запретить полное использование мощностей «Северного потока −2», ограничив его на половину. Пустую половину могут оставить для третьей стороны, которая может никогда не появиться. Аналогичные проблемы были у трубопровода Opal, отмечает издание.
Проблему предполагалось решить созданием исключений для Nord Stream 2 из общеевропейских правил. ФРГ, как принимающая газ сторона, и Россия могли бы заключить подобное межправительственное соглашение. Однако последний вариант правок осложняет эту возможность и не гарантирует решения проблемы. Сначала Берлин должен получить разрешение у ЕК на переговоры с Москвой, а по их завершении — разрешение на подписание документа. Еврокомиссия должна принять решения за 90 дней, однако у нее есть право запрашивать новые данные. По сути, это означат возможность затягивать сроки принятия решений. ЕК также может рекомендовать Германии поправки к соглашению. Финальное решение остается за странами ЕС, которые должны собрать комитет и проголосовать. Таким образом, ФРГ необходимо иметь в союзниках крупнейшие страны Евросоюза для принятия исключений.
Если Европарламент примет эту директиву для морских газопроводов, то ни «Северный поток — 2», ни вторая нитка «Турецкого потока» могут не реализоваться. В итоге у Еврокомиссии и Германии образовывается возможность прессинга на «Газпром», поясняют источники издания.
По их словам, есть надежды решить вопрос, как это было с Opal. Полное использование этой трубы блокировали в течение семи лет, но два года назад стороны все-таки нашли компромисс.
Принятие директивы также позволит Дании дать разрешение на строительство Nord Stream 2. Из-за его отсутствия нет уверенности в том, что строительные работы завершат до конца текущего года. Если газопровод будет достроен, то у «Газпрома» появятся некоторые гарантии его использования, полагают собеседники.
Российская компания уже дала понять, что изучает возможности для создания новых газопроводов в Европу, предполагающих отказ от транзита по украинской территории. Одним из вариантов может стать «Турецкий поток — 2», который проложат из Турции в европейские страны по суше. Газовая директива не затронет его.