В Петербурге продолжается борьба за место детского омбудсмена, которая уже показала крайнюю непорядочность и политическую близорукость спикера Заксобрания Вячеслава Макарова. Его конфликт с губернатором Бегловым наглядно показал, что спустя 15 лет работы в городском парламенте Макаров продолжает мыслить категориями мундепа.
В Санкт-Петербурге готовится освободить свой пост уполномоченная по правам ребёнка Светлана Агапитова, чей срок полномочий подходит к концу. По предварительной информации, нового омбудсмена депутаты местного Законодательного собрания будут выбирать 26 февраля. Очевидным фаворитом на вакантное место является вице-губернатор Анна Митянина, выдвинутая главой Петербурга Александром Бегловым. Однако история может получить неожиданный и скандальный поворот — юридическое управление Заксобрания, проведя проверку представленных Митяниной документов, не смогло определить, подходит ли вице-губернатор для новой должности. При этом у управления не возникло вопросов к Юлии Шик, секретарше, а по предположению журналистов и любовнице, спикера Заксобрания Вячеслава Макарова.
Жертвой амбиций могут стать дети
Для сравнения, Анна Митянина с 1994 года являлась ведущим юрисконсультом Заксобрания, а в 2003 году заняла место председателя Юридического комитета в Администрации губернатора Петербурга. В этот период она специализировалась на подготовке законодательных актов в сфере здравоохранения и соцполитики. На посту вице-губернатора Митянина также занималась соцзащитой и демографической политикой города.
А чем известна Юлия Шик? По некоторым данным, Шик не без участия Макарова смогла забрать двоих детей у бывшего мужа — директора Музея стрит-арта Андрея Зайцева. На ответственных должностях женщина никогда не работала, а в администрацию Заксобрания попала только в 2018 году, когда Макаров уже взял её под свою опеку.
Говорить о морали в этой дилемме просто бессмысленно. Очевидно, что Митянина наиболее очевидный и профессиональный претендент на место омбудсмена. Но Макаров имеет огромное влияние на Заксобрание и может давлением навязать городу Шик. Но первыми от амбиций спикера могут пострадать дети. Ирония ситуации в том, что вторым под удар попадёт сам Макаров, так как именно он официально выдвинул Шик в кандидаты, все её ошибки, которых без сомнения будет множество, будут сразу же ассоциироваться со спикером.
В отрыве от реальности
С высокой долей уверенности можно утверждать, что Макаров включился в борьбу за место детского омбудсмена с одной целью — уязвить Беглова. Соперничество между спикером и действующим губернатором зародилось давно, ещё когда Александр Дмитриевич занимал пост полпреда президента в СЗФО. Макаров явно не захотел упускать возможности уязвить Беглова и навязать городу своего детского омбудсмена. Расчёт прост — лояльные парламентарию СМИ постараются возложить ответственность за ошибки Шик на новом посту на губернатора.
Но у этого плана есть один существенный недостаток — Макаров явно недооценивает, насколько сильно в СМИ он уже связан с Шик. Его подопечная просто не ассоциируется как самостоятельная персона и упоминается прессой только в связке со спикером.
История с необдуманным продвижением родственников и друзей для Макрова далеко не первая. Например, СМИ писали о строительной компании «Петрострой», к которой может иметь отношение спикер через своих родных и которая монополизировала рынок в историческом центре Петербурга. В муниципалитетах и администрации Санкт-Петербурга в качестве депутатов и чиновников можно обнаружить много бывших сослуживцев и друзей спикера.
Тепличный депутат
Впрочем, понять его неуместное упрямство можно, вся его политическая карьера развивалась в тепличных условиях. Всего один срок он проработал в качестве муниципального депутата. В Заксобрание он попал через «Единую Россию» в 2003 году, на тот момент партия находилась на пике своей популярности. В региональном подразделении для него не было серьёзных конкурентов, и амбициозный депутат уже в 2007 году возглавил фракцию. В роли руководителя самой влиятельной фракции в городском парламенте ему не составило труда в 2011 году получить кресло спикера и стать практически неуязвимым для любых конкурентов. Георгий Полтавченко, который в то время был губернатором Санкт-Петербурга, не вмешивался во внутреннюю политику города.
Опыт против раздутого эго
Как сейчас видно, Макаров оказался просто не готов к соперничеству с Александром Бегловым, который оказался полной противоположностью спикера. Если вся политическая карьера депутата ограничена работой в ЗакСе, то послужной список действующего градоначальника действительно впечатляет. За свою политическую карьеру он успел побывать вице-губернатором Петербурга, победить на выборах в Государственную Думу, поработать в Администрации президента и даже руководил оборонным предприятием.
Управленческий опыт за плечами Беглова действительно уникальный, а получал он его в самых разных условиях. Не удивительно, что все попытки Макарова показать новому губернатору «кто в доме хозяин» провалились. Впервые столкнувшись с достойным соперником «теневой руководитель города» оказался бессилен.
Как бы то ни было, но борьба за место детского омбудсмена отлично продемонстрировала уровень двух политиков, занимающих ключевые посты в городе. Беглов мыслит глобально и просчитывает наперёд, предлагая Петербургу на важный пост одного из самых опытных своих заместителей, он прекрасно понимает, что по действиям его кандидата будут судить и о нём самом. Макаров же по сути так и не перерос уровень мундепа.