Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

03:12
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Усс ушел, но его по-прежнему свергают: анатомия наезда на красноярскую власть

Опубликовано
Текст:

Опубликована очередная порция материалов, очерняющих красноярского экс-губернатора Александра Усса. «Инфокс» разбирается, где там правда, а где – как обычно.

Строим всей семьёй

Нормально ли это, когда руководитель региона или муниципального образования подписывает государственные контракты с компанией, бенефициаром которой является его близкий, да хоть бы и дальний родственник?

В Дагестане или Чечне с их мощными родственно-клановыми связями – наверное, нормально. Просто потому, что там порой в немаленьком селе живёт всего два-три рода, и тут какие-то пересечения неминуемы, да и обычаи предписывают порадеть родному человечку.

В менее плодородных и более формализованных обществах, к которым, несмотря на все изменения последних лет всё ещё относится Россия, такие связи рассматриваются как крайне сомнительные, а порой и заведомо коррупционные (с мягкой формулировкой «конфликт интересов»). Это преследуется даже в бюрократической деятельности. В 2007 году будущий организатор разгрома Грузии под Южной Осетией Анатолий Сердюков подал в отставку с поста министра обороны, так как правительство возглавил его тогдашний тесть Виктор Зубков. Лишь президент Владимир Путин уговорил Сердюкова продолжить выполнять свои обязанности.

К сожалению, не у всех нынешних чиновников чувство чести и долга дотягивает хотя бы до сердюковского.

Наследие Усса

Мы понимаем, что вы сейчас подумали про Московскую область, но нет – на сей раз речь пойдёт о куда более значимом регионе – Красноярском крае. После собянинского отделения от Подмосковья исконно столичных территорий («Новая Москва») Московская область стала меньше Красноярского края в 50 раз. По населению, правда, Подмосковье в три раза больше только по официальным подсчётам, реально раз в пять.

И причина этого не столько климатические условия, сколько эффективная политика красноярских властей. В первую очередь – Александра Усса, формально входившего в пятёрку самых влиятельных жителей края 30 лет. Почти 20 лет он возглавлял краевой парламент, пять с половиной лет сидел в вожделенном государственном кресле. Население края за это время снизилось ровно на 10%, но необходимости строить новое жильё это не отменяло. Многоэтажки и элитку в Красноярске, разумеется – остальные 2,2 миллиона квадратных километров подождут лучших времён.

Не будем утомлять повествованием о том, почему люди буквально бежали из Красноярского края при Уссе. Желающие углубиться в эту неаппетитную тему могут почитать предыдущие материалы на эту тему:

«Как красноярский губернатор Александр Усс стал человеком-скандалом»

«Дом, который построил Усс: капремонту не подлежит»

«Красноярск выдыхает: Александр Усс переходит на федеральный уровень. Штрихи к портрету»

Осиливший эти материалы любознательный читатель обязательно порадуется тому, что Совет Федерации, где ныне заседает экс-губернатор, ничего не решает и ни на что не влияет.

Но посеянные Уссом семена цветут в суровой сибирской почве и поныне.

Скажи мне, что ты вырастил…

Одним из ведущих красноярских строителей является управляющая компания «СМ.Сити». Ранее – ООО «СМ.Сити», ранее – ОАО «СМ.Сити». Директор у всех этих юрлиц был один и тот же – Коропачинский Александр с уважаемым отчеством Игоревич.

Совсем недавно скончавшийся Игорь Юрьевич Коропачинский – человек для Красноярска знаковый, легенда и гордость. Правда, не каждый житель края, тем более знающий язык на уровне типичного работника «СМ.Сити», сможет правильно произнести его профессию – дендролог. Доктор биологических наук, полноправный академик, многолетний директор Центрального сибирского ботанического сада СО АН СССР, кавалер ордена «Знак Почёта».

Природа решила не отдыхать на детях выдающегося биолога и наделила их недюжим предпринимательским талантом. О Юрии Игоревиче мы, возможно, поговорим позже, а вот Александр Игоревич – один из героев сегодняшнего рассказа.

Его постоянного бизнес-партнёра зовут Артём Александрович Усс. Этот не слишком молодой уже человек, всю молодость носивший рок-н-ролльные причёску и бородку, тоже может гордиться предками. Не отцом-губернатором, конечно, но дедом – белорус Виктор Усс воевал под Сталинградом и брал Берлин, а потом сеял на Красноярщине пшеницу и рис, да так, что получил звание Героя труда и орден Ленина.

Вот так растили старшие Коропачинский и Усс деревья, злаки и потомство… А теперь их потомство растит новые многоквартирные дома. С конфликтами и скандалами.

Гремячее письмо

В издание Moscow Post поступило письмо от читателя и неизвестного активиста Владимира Конева, который прямо обвиняет компанию Коропачинских–Уссов в «распиле бюджетных миллиардов».

Сыр-бор разгорелся вокруг проектируемой дороги на Удачном, от Свято-Успенского монастыря до Николаевского моста. Она должна пройти в водоохранной зоне Енисея и первой санитарной, охраняемой зоне городского водозабора Гремячий Лог. На этот проект изначально было выделено 85 миллионов бюджетных рублей, но впоследствии ситуация осложнилась. Выяснилось, что на пути дороги находится водозабор Гремячий Лог, насосная станция и очистные сооружения. Выбор непрост: оставить район без чистой воды (и освободить место для элитной застройки) или провести дорогу так, чтобы сохранить все сооружения.

Когда дилемма получила огласку, выбрали второй вариант. И дорога в водоохранной зоне Енисея и первой санитарной охраняемой зоне городского водозабора Гремячий Лог подорожала до фантастических полумиллиарда рублей за погонный километр. Выполнять работу должна была УК «СМ.Сити».

«Мэр Владислав Логинов, в результате видимо, лишился еще и премии от застройщика за смелость, за снос водозабора. Хотя ответил бы, конечно, не Логинов, а какой-нибудь стрелочник», – убеждён Владимир Конев. Поясним мысль: Кирилл Логинов, сын мэра, по данным соцсетей, отвечает в администрации за строительство дорог. Нам не удалось найти подтверждение этого факта.

В чём обвиняют власть

Дальнейшие претензии Конева чрезвычайно интересны, но также требуют тщательной проверки. Поэтому перечислим их вкратце, подчёркивая, что у нас не сложилось однозначного мнения о справедливости обвинений.

  1. Инфраструктурный кредит на эту автодорогу выпросил у Москвы Александр Усс, а вице-премьер Марат Хуснуллин подписал бумаги еще до начала изысканий, которые должны были показать, можно там строить дорогу или нет. Доказательств нет или мы их не видим.
  2. Курировал проект будущей автодороги председатель правительства Красноярского края Юрий Лапшин, которого нынче судят за «неправильное» строительство метро в Красноярске.
  3. Внезапно всплывающий без пояснений «Глисков» (Александр Александрович, депутат краевого Заксобрания от ЛДПР) – очень нехороший человек, но почему совершенно непонятно.
  4. Бывший мэр Красноярска Ерёмин впал в немилость у Александра Усса, поскольку боялся выполнять приказы губернатора. А Логинов выполнял.
  5. Строительную империю Коропачинских многие называют «криминальной», но подтверждения этому не приводятся. Мы со своей стороны отметим, что скандалов вокруг «СМ.Сити» и впрямь выше крыши. Приведём только один: в разрекламированном ЖК «Южный берег» компания сначала «забыла» построить школу с детским садом, а после обращения жителей в самые высокие инстанции под эти нужды был выделен карликовый кусок (в школе поместится, например, всего 8 классов). Тогда Коропачинский выдвинул гениальную идею соорудить школу на воде, поскольку земли на берегу не осталось. Даже начали строить насыпь. В России ведь очень мало земли, поэтому приходится осушать реки и заливы (привет Петербургу)…
  6. Деньги на строительство 5,5-километровой автодороги из Гремячего лога уже получены – 1,7 млрд рублей. И предполагается получение ещё 1,3 млрд по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Нам не удалось найти подтверждение этой информации, но если всё это так, то, конечно, стоимость для двухполосной трассы получается запредельной. Авторы материала пишут, что стоимость строительства автобана высшей категории А1 в Российской Федерации обходится примерно в 150 млн рублей за километр. Эта цифра действительно имеет право на существование, но вот, например, платная М12 обходится в 700-750 миллионов за километр. И всё равно 550 для Красноярска – как-то многовато.

Делаем выводы

  1. Существует некая сила, целенаправленно атакующая Усса и его людей, не особенно заморачиваясь с качеством обвинений и тем более с доказательствами. Это неприятно ещё и потому, что немного поработав, можно добыть вполне достоверные факты.
  2. Усс и его люди наследили так, что любая ложь в отношении них сперва кажется правдоподобной. Что ж, этот факт помогает освободиться от предубеждений и учит тому, что истину надо искать самостоятельно и под микроскопом.
  3. Когда упомянутая в п.1 сила придёт к власти в Красноярском крае, ничего хорошего жителям это не принесёт: перед нами борьба за власть, а не за правду.

Компания, которая реально управляет Красноярским краем, называется «Норильский никель». И кто с кем будет собачиться в коридорах администрации и заксобрания, решают именно люди Владимира Потанина – очень осведомлённые, надо сказать, люди. Поэтому траты на компромат в СМИ абсолютно бессмысленны. Единственная причина, по которой надо продолжать говорить о красноярских делах, – это стремление рассказать людям хотя бы кусочек правды. Которой во втором по площади регионе России с некоторых пор не найдёшь днём с огнём.

INFOX.RU продолжит расследование выдвинутых против красноярской власти обвинений и останется объективным независимо от того, кто прав в этом конфликте.

В Новосибирской области мигрантам запретили работать в детских садах
Реклама