Управляющие банкротством инвестиционной компании продали квартиры на золотом направлении Подмосковья за считанные копейки. Сами дошли до этого или кто надоумил?
Кто это такие
Арбитражные управляющие – это совершенно особая каста людей, достойная булгаковского пера. Об их существовании мало кто слышал, потому что они работают только с юридическими лицами и, по сути, являются могильщиками. Есть такой жук – «чёрный трупоед», вот примерно так воспринимают их бизнесмены.
Когда предприятие умирает, но при этом не может выплатить долги, его банкротят. Назначенный судом арбитражный управляющий в этой ситуации заменяет генерального директора, и его задача – удовлетворить интересы всех кредиторов и не забыть о себе. Иногда это принимает уродливые формы.
А поскольку рыба приобретает вторую свежесть известно с какой стороны, то не приходится удивляться обвинению, которое получил президент Российской гильдии арбитражных управляющих и Сибирской гильдии антикризисных управляющих Станислав Клеймёнов. ГСУ СКР по Москве обвиняет его в особо крупном мошенничестве и не одного, а в составе дружеской группы с Павлом Коршуновым.
Что они сделали
Квартиры принадлежали обанкротившемуся ПАО «Межтопэнергобанк». Это был один из крупных банков, партнёрствовал с правительством Москвы, имел высокий рейтинг кредитоспособности, привлекал беззалоговые кредиты Банка России. The Moscow Post пишет, что в 2018 году бывшего топ-менеджера банка задержали за хищение 800 млн рублей, после чего расследование завертелось, контрагенты заволновались и впоследствии учреждение обанкротилось.
Это, конечно, не так. 800 миллионов – вообще не очень большие деньги по меркам финансовой организации такого уровня. Нет, Межтопэнергобанк лишился лицензии уже летом 2017 года, признан банкротом в октябре 2017 г., и непоименованного замглавы поймали как раз уже в результате расследования. Фактический бенефициар Юрий Шутов к тому моменту уже проживал в Израиле – сейчас он находится в международном розыске, с него заочно взыскивают гигантские суммы.
Межтопэнергобанк не только сам задолжал кредиторам, но имел и солидную дебиторскую задолженность. Когда её начали взимать, часть должников также обанкротилась – в том числе ООО «Дом Инвест», бравшее у банка кредит под залог квартир.
Ликвидацией «Дом-Инвеста» занимался как раз Павел Коршунов. И ему удалось реализовать 38 квартир в подмосковном Одинцове (элитное западное направление!)… за 25,5 млн рублей. Даже если бы эти квартиры были по 10 квадратных метров, они бы стоили дороже.
В чём их ошибка
Выяснилось, что Павел Николаевич допустил незначительную ошибку в документации – он якобы продавал «права требования к застройщику», хотя на деле лотом были полноценные квартиры в домах, которые уже через полгода сдали в эксплуатацию. Покупателем выступил некто Леонид Ищенко.
В арбитражном же руководстве Межтопэнергобанка сильно удивились, получив столь скромную сумму за этот актив – там рассчитывали на сумму в пять раз больше. Три судебные инстанции не нашли проблем в продаже одинцовских квартир по 670 тысяч рублей, и только Верховный суд в июле 2023 года счёл операцию странной.
И не только отменил сделку, но, кажется, маякнул следственным органам. Для Коршунова помещение в СИЗО заменено домашним арестом, для Клеймёнова, по некоторым сведениям, залогом. Если это так, то с некоторой вероятностью уважаемые концессионеры, пожертвовав долей малой, в стиле господина Шутова помашут родным осинкам своими вторыми паспортами. Но это не точно.
Как они связаны
Покупатель, господин Ищенко, пока что, кажется, фигурантом дела не стал. Возможно, он просто проходил мимо, увидел дешёвую распродажу и ею воспользовался. Вспомните, как вам на прошлой неделе удалось урвать шпроты по акции – вот так и он. Правда, вы эти шпроты съели, а Ищенко построенные квартиры распродал по рыночной цене.
Следствие считает, однако, что всё было спланировано заранее. Хищению квартир предшествовало соглашение между «Дом Инвестом» (инвестором) и компанией «Стройтехинвест» (застройщиком, входит в холдинг УК «ДОМ»). В соответствии с ним права требования долгов в размере 125 млн руб. с застройщика «Дом строй» имел право переуступить другой компании или частному лицу. Но не успел – сам пошёл под банкротство. Долг ныне здравствующего «Стройтехинвеста» оказался дебиторкой на балансе почившего несколько лет банка. Выявлять все эти связи довольно сложно – тяжела и неказиста работа арбитражного управляющего, почему и хочется порой как-то компенсировать себе страдания.
Интересно, кстати, что 2 месяца назад речь шла о 38 квартирах, сейчас – о 39. Но это мелочи.
Так вот, учредитель «Стройтехинвеста» УК «ДОМ» управляет также неким ООО «Кварто», миноритарным учредителем которого является… тот самый любитель скидок Леонид Ищенко.
Отступление: в Тюмени, кстати, одно время функционировал «Стройинвест» также господина Ищенко – только Михаила, а не Леонида. В Вологодской – свой «Стройинвест» Галины Ищенко. Совпадение? Не уверены.
Забавно, что у «Стройтехинвеста» есть даже один контракт на 8,5 млн рублей с Московским областным судом – тот приобрёл в 2017 году у компании квартиру в том же Одинцово, в ЖК «Высокая нота». Это к вопросу о стоимости квартир в городе. ЖК «Сердце Одинцово», где уже заселены квартиры раздора, находится менее чем в километре от «Высокой ноты».
Кольцо замыкается
Продолжаем цепочку. Ищенко – полновластный хозяин ООО «Краспаркинг». Эта компания, в свою очередь, на 99,99% контролирует ООО со смешным названием «Садовое кольцо Митино» – оставшуюся копеечку внесла ИП Сенникова, управляющая «Краспаркингом». Но если название «Садовое кольцо» ассоциируется у вас со столицей России, то вы просто московский шовинист, считающий, что за МКАДом жизни нет. Потому что группа «Садовое кольцо» больше всего известна на рынке Башкирии – она там развернулась после прихода на пост главы республики Башкортостан Радия Хабирова, который до этого назначения был… мэром подмосковного Красногорска! А основателем «Садового кольца» является нынешний депутат Госдумы Сергей Колунов. Избран по избирательному округу № 120 (Красногорский – Московская область).
Отметим, что в многострадальном Красногорске также орудует ГК «Гранель», созданная… нынешним премьер-министром Башкортостана Андреем Назаровым! И до сих пор, как считается на рынке, относящееся к его интересам.
Понятно, что формально все эти высокопоставленные граждане сейчас к указанным компаниям отношения не имеют. Но где вы видели, чтобы высокопоставленные граждане так легко расставались с высокодоходным бизнесом? В декларациях того же Назарова не видно момента продажи бизнеса – он вообще, кажется, живёт за счёт супруги. Муж которой Ильшат Нигматуллин, к слову, и является сейчас формальным владельцем «Гранеля».
* * *
Что получается? Кажется, татарстанцы (в лице вице-премьера Марата Хуснуллина) и башкортостанцы продолжают мстить Москве за Ивана IV, застраивая город и его окрестности уродливыми жилыми комплексами руками весёлых трудолюбивых южан. Ни один из названных в статье уважаемых граждан при этом, конечно же, не причастен к маленькому гешефту Коршунова, Ищенко и, по версии следствия, прикрывавшего их Клеймёнова.
Грустно ещё то, что ни в одной новости на эту тему на задаётся вопрос, что же будет с людьми, купившими квартиру у Ищенко. Ведь если вы приобрели угнанный автомобиль, его у вас отберут – претензий никаких не будет, вы добросовестный приобретатель, но простите, оформляйте гражданский иск к продавцу и угонщику.
Жильё отобрать несколько сложнее, особенно если оно является единственным. К тому же на проживание в этих квартирах никакие другие люди пока не претендуют. Но риски есть. Первоначальная продажа фактически уже признана ничтожной, и, если не удастся взыскать разницу между фактической и рыночной ценой, арбитражный управляющий Межтопэнергобанка вправе требовать возврата предмета залога и повторной его реализации уже на рыночных условиях. Законы степи – здесь нет ничего твоего или моего, придёт сильный и всё заберёт.
Будем надеяться, что до этого не дойдёт.