Ещё в 2012 году казалось, что группу компаний "Крокус" на строительство приличных объектов больше не пустят. В 2018 году это говорили совершенно отчётливо. А в 2023 году цветок Востока вновь является подрядчиком на самых важных объектах.
28 декабря – день "Крокуса"
Компания "Крокус" Араса Искендер Оглы Агаларова получила очередной контракт на постройку элементов космодрома "Восточный" – на сей раз технического комплекса для сборки и проверки ракеты "Ангара" (его часто упрощённо называют пусковым комплексом).
Moscow Post напоминает, что новый контракт более чем на 15 млрд руб. структура Агаларова получила без конкурса – в качестве единственного поставщика. Более того, в тот же день с группой был заключён еще один договор стоимостью 907 млн рублей – на газификацию объектов космодрома.
Ощущения смешанные, противоречивые – и удивление, и дежавю.
Вроде бы совсем недавно, в 2019 году, пишет РБК, Агаларов отказался строить космодром "Восточный":
Сказал, что готов, но не за эти деньги. Когда спросили меня, я сказал, что есть две новости. Первая – что вторую очередь космодрома за два года построить можно. Вторая – что за те деньги, которые предусмотрены, нельзя. Если увеличите стоимость, через два года все получите. Если нет – извините.
Получается, что летом 2019 года "Крокус" отказался от космодрома, а полтора года спустя, 28 декабря 2020 года, за 28 млрд рублей сменил гнев на милость, причём произошло это без конкурса. Похоже, послушали-таки грамотного специалиста, увеличили стоимость, как многократно увеличивали раньше.
В 2019 году INFOX кратко рассказывал о бизнесе Агаларовых и их связи с опальным экс-главой «Автодора» Сергеем Кельбахом. В октябре 2021 года Кельбах угодил под домашний арест, который несколько раз продлевался. В июле 2022 года начался суд, в сентябре Сергей Валентинович отверг все обвинения, с тех пор внятных движений по делу не видно. Но давним партнёрам Кельбаха Агаларовым это, похоже, никак не аукается.
И вот теперь – пусковой комплекс. Как и в 2020 году, с контрактом 28 декабря под самый Новый год, когда широкой публике совершенно точно не до бизнес-решений.
Эти даты выбирают для событий, которые надо закамуфлировать. Неправда, что деньги любят тишину – в тишине слышен даже нежный хруст купюр. Куда вернее расхожее выражение "под шумок", а есть ли у нас больший шум, чем на новогодние праздники?
"Дать правовую оценку"
Почему же, спросите вы, уважаемая российская компания, имеющая официальную лицензию на космическую деятельность, не может построить российский космопорт?
Может. Вот только бэкграунд у "Крокуса" – да честно говоря, и у нашего многострадального "Роскосмоса" – подсказывает, что вероятность возникновения проблем со сроками и качеством куда больше, чем хотелось бы.
АО "Крокус", напомним, – это головное юрлицо Crocus Group Араза Агаларова, считающегося одним из самых богатых азербайджанцев в мире. Теплолюбивый крокус, он же шафран, давно уже прижился на суровой русской почве, умело выжимая из нее все доступные соки.
Когда мы говорим "Крокус", мы сразу вспоминаем слово из четырёх букв, которое в компании предпочли бы забыть как страшный, хотя и весьма прибыльный сон. Это слово – ЦКАД, Центральная кольцевая автомобильная дорога. Взаимовыгодное сотрудничество с администрацией "Автодора" – тем самым Кельбахом, – а в результате срыв поручения президента открыть новое кольцо вокруг столицы к чемпионату мира 2018 года.
Агентство "Строительный бизнес" полагает, что "Крокус" выступал едва ли не посредником, а всю работу делали субподрядчики за очень скромные деньги – отсюда и постоянные срывы сроков. Обстановку вокруг скандальной стройки хорошо описал Life.ru, который начал рубить правду-матку сразу с заголовка: "Компания миллиардера Агаларова сорвала строительство кольцевой автодороги".
Именно тогда Сергея Кельбаха заподозрили в превышении должностных полномочий. По версии следствия, он согласовал неправомерное предоставление АО "Крокус Интернэшнл" дополнительного аванса в 2 млрд рублей. Но получатели неправомерного аванса к ответственности привлечены не были.
Аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов в своём отчёте, кажется, даже устал перечислять недоработки и нарушения. Вывод был прост:
В Генпрокуратуру, Минтранс и Минэкономразвития уже ушли письма с просьбой проверить деятельность АО "Крокус интернэшнл" Араса Агаларова при строительстве ЦКАД и дать правовую оценку.
Результат? Никакого. Бывший свояк президента Азербайджана Ильхама Алиева в очередной раз вышел сухим из воды.
Разрушение конструкций
К сожалению, нельзя сказать того же о счастливых студентах и преподавателях Дальневосточного федерального государственного университета (ДФГУ). "Крокус" строил им здания на острове с ироничным в данном контексте названием Русский – под знаменитый саммит АТЭС 2012 года. Стоимость строительства быстро выросла с 55 до 68 млрд рублей (почти на четверть), хотя инфляция в те годы была весьма умеренной. Но и этих денег не хватило хотя бы на качественное покрытие крыш кампуса – они протекали во многих местах (это не удалось скрыть от Владимира Путина). История тянулась долго – уже в 2022 году и.о. главы ДФГУ Борис Коробец писал секретарю Оргкомитета по подготовке Восточного экономического форума Антону Кобякову, что "протечки являются следствием разрушения ограждающих конструкций – кровель, фасадов и витражей, и не могут быть устранены силами самого университета".
Внимание, вопрос: где гарантии, что через 10 лет на космодроме, построенном силами "Крокуса", не будет протекать что-нибудь особенно важное? Студенты-то ладно, потерпят, а вот высокоточная техника куда капризнее, чем многострадальная российская наука.
А ведь "Крокус" собирается теперь строить на Дальнем Востоке ещё и жильё. Получится ли хуже, чем у ПИКа?
Ещё одна интересная история про странные отношения "Крокуса" с российскими властями >>
Куда уходят деньги?
В "Роскосмосе" новый контракт "Крокуса" объясняют налаженным сотрудничеством – холдинг уже прижился, зачем искать кого-то нового? То, что эта логика не рифмуется с законодательством о государственных закупках, мало кого интересует. Автор, кстати, вполне понимает и местами даже принимает указанную логику, но ему хотелось бы, чтобы лошадь шла впереди телеги – сперва изменить законы и подзаконные акты, а уже потом играть по новым правилам.
Беда лишь одна – долгое сотрудничество государственной и частной компаний у нас почему-то всегда приводит к пламенной дружбе, взаимному проникновению капиталов и такой общности интересов, что про дело, из-за которого все они здесь сегодня собрались, уже как-то и забывается.
А дел много – на 2026-29 год намечен второй этап строительства аэропорта (условное название – Циолковский) при космопорте. Мы уже сейчас можем считать, что "Крокус" обеспечен заказами вплоть до конца десятилетия?
К слову, компания не скрывает, что делает ставку на завезённых работников – так называемых гастарбайтеров. То есть наводняет Россию "иностранными специалистами", польза от которых сомнительна, а риски очевидны.
Есть и другие вопросы. Куда уходит многомиллиардная прибыль Агаларова? Он по-прежнему тесно связан с родным Азербайджаном, вместе с сыном Эмином (да-да, тем самым поп-певцом) инвестирует туда огромные деньги, хотя по российской отчётности Crocus Group в глубоком минусе, что благотворно сказывается на налогообложении.
Получается какой-то очень сомнительный интернационал: заработанные руками среднеазиатских гастарбайтеров российские деньги уходят в Азербайджан, укрепляя в том числе и вооружённые силы страны в их противостоянии с Арменией? Мы что, строили кампусы на острове Русский для того, чтобы Азербайджан вернул себе Карабах? Это точно национально ориентированная политика, о которой в период СВО начали петь нам чиновники всех уровней?
Что ж, будем следить за новой попыткой "Крокуса" реализовать крупный проект в нужные сроки и с нужным качеством.