Как минимум один из участников гигантского частно-государственного проекта «Нацпроектстрой» имеет очень своеобразный бизнес-анамнез и ещё более своеобразных бизнес-партнёров
В рейтинге «Короли госзаказа», который Forbes опубликовал в феврале 2018 года, первую строчку заняла группа из четырёх бизнесменов: Алексей Крапивин, Борис Ушерович, Юрий Ободовский и Валерий Маркелов. «Группа компаний 1520» получила своё название по ширине русской железнодорожной колеи в миллиметрах. Первую скрипку тут играет Алексей Андреевич Крапивин – его отец служил советником главы РЖД Владимира Якунина и наладил за это время дивные бизнес-связи. Но об этом ниже.
Сейчас «Знак четырёх» распался: Ободовский и Маркелов вышли из числа учредителей, но это только вдохнуло новые силы в оставшихся концессионеров. ГК «1520» является «мамой» минимум для 21 организации с суровыми названиями типа «Специнжпроект» или «Мостоотряд-55». При этом, например в компании «1520 СИГНАЛ» соучредителем выступает не кто-нибудь, а ОАО «РЖД». То есть сотрудничество с государством у Крапивина и Ушеровича идёт не только на уровне госзаказов, но и через слияние капиталов.
А теперь – соль дела.
Беглеца подвели гонки
Валерий Маркелов из числа учредителей вышел прямиком в СИЗО – по версии следствия, он состоял в организованной группе, занимавшейся незаконными банковскими операциями и платившей взятки знаменитому полковнику Дмитрию Захарченко. Взяли Маркелова, когда он приехал на Гран-При России «Формулы 1» – его сын был тест-пилотом Renault Sport F1 Team. Впрочем, дело, кажется, разваливается – в мае 2022 года Маркелову сменили меру пресечения на «запрет определённых действий», что в российских реалиях чаще всего означает скорое снятие обвинений. А вот господин Ушерович – напомним, действующий партнёр Крапивина, а заодно и госструктур – не захотел знакомиться с реалиями следственных изоляторов и был объявлен в розыск. Понятно, что нет приговора – нет вины, но всё же в 2019 году Ушерович попросил политического убежища в Великобритании (ссылка на ПАСМИ, включённое в реестр иностранных агентов) – стране, максимально недружелюбно настроенной к России.
При этом – удивительное дело! – активно участвуя в госзакупках, то есть сотрудничая с российским государством, получая часть доходов группы компаний, Ушерович проживает в Великобритании и не подвергается никаким санкциям и гонениям. Госкомпания РЖД активнейшим образом сотрудничает с компаниями из «1520». Почти треть выручки группы – 58 млрд рублей в 2020 году – обеспечивает московская компания «Росжелдорпроект» (смешанная российская собственность с долей федеральной собственности), получающая подряды в первую очередь от РЖД.
VIP-вагон для зеков
Не чуждо предпринимателям и прекрасное. Один из активов Крапивина и Ушеровича – ООО «Управляющая компания "Бамстроймеханизация"». В июле 2022 года это ООО за 8,5 млн руб. купило с торгов VIP-вагон, ранее обслуживавший тюменского губернатора. Столь скромная цена объясняется высокими накладными расходами: на содержание вагона уходит ещё 6 миллионов рублей ежегодно. Что ж, господин Крапивин, чьё состояние оценивается в 800 миллионов долларов, может себе позволить такую роскошь. На стройках «Бамстроймеханизации» работают заключённые – может быть, именно для них предназначен этот оазис комфорта? Да и вообще прекрасно, что имущество региональной администрации легально покупают люди, к которым есть серьёзнейшие вопросы у правоохранительных органов.
И это ещё не всё – Forbes предполагает, что «В будущем "Группа 1520" должна стать частью еще более масштабного холдинга, создаваемого ВЭБ.РФ и семьей Ротенбергов». Речь идёт о мегастроителе под названием «Нацпроектстрой», где Крапивин уже имеет свои 4%. Эта компания должна стать «национальным чемпионом», помесью строителя инфраструктуры и банка развития. Наличие у Крапивина партнёра в розыске будущих чемпионов не смущает.
Сын за отца ответил
А ведь было ещё замечательное расследование Reuters с подставными компаниями, выводом денег из РЖД, покушением на убийство и другими удивительными историями. Вот, например:
В 43 тендерах РЖД на более чем $340 миллионов принимали участие только две компании. Как выяснилось, эти две фирмы были зарегистрированы в один день одним и тем же лицом, действовавшим от имени владельцев, информация о которых не раскрывается. Обе фирмы отрыли счета в один и тот же день в одном и том же банке и два года подряд отчитывались об одинаковом количестве сотрудников. Однажды они подали заявки на участие в объявленном РЖД тендере с разницей в одну минуту. После того как «Рейтер» впервые обратился с вопросом о компаниях, обе зарегистрировали в интернете по сайту в один и тот же день.
Эти денежные переводы, продолжает «Рейтер», проводились через небольшой банк, совладельцем которого с 2007-го по 2009 год был бизнесмен Андрей Крапивин. Отец Алексея Крапивина из «Группы 1520». Занятно, что на письмо авторов расследования с просьбой о комментарии ответил как раз не Андрей, а Алексей. Он заявил, что его отец «не имеет никакого отношения к подрядчикам железных дорог и трансакциям, о которых идет речь в этой статье», назвал предположения журналистов «бредом собачьим» и отказался от более подробных комментариев.
* * *
Что получается? Группа компаний, имеющая очень своеобразных учредителей, принадлежащая в том числе беглому обвиняемому по серьёзной статье, не просто собирает государственные подряды как ежевику с куста, но ещё и входит в состав стратегически значимых предприятий. При этом не имеет никаких конфликтов ни с правоохранительными органами, ни с западными санкционерами. Чудны дела твои, Господи!