После вступления в силу приговора суда депутат Госдумы должен сдать мандат - в противном случае такое решение примут его товарищи. Но возможны варианты...
Интересная вещь история! Всего полгода назад, на рубеже октября-ноября 2021 года, не было в СМИ темы более яркой и обсуждаемой, чем охота депутата Рашкина на лося. Но за это время столько всего случилось, что когда разбирательство дошло наконец до приговора, выяснилось, что мы успели перебраться в другую вселенную. Где ни пенсионера Рашкина, ни расчленённого лося, в общем-то, не существует.
Но давайте всё-таки насладимся этим эхом невинных мирных времён.
Мятежный дух
В Калининском районном суде Саратовской области завершилось рассмотрение самого громкого дела в истории этого достойного, но скромного пальца Фемиды. В городе-пятнадцатитысячнике Калининске именем Российской Федерации судили депутата Государственной Думы, причём отнюдь не рядового. Глава Московского горкома КПРФ Валерий Рашкин – самый энергичный, самый неутомимый среди немногочисленных легальных моторов уличной протестной активности.
Имя Рашкина в целом на слуху у людей с левыми взглядами, да и просто у тоскующих по советским очередям, дефициту и блату. Поэтому ко всей этой истории было приковано внимание, смущавшее даже самого депутата – он возмущался, почему других браконьеров судят с куда меньшими помпой и почестями.
Содержание предыдущих серий
29 октября 2021 года машину Рашкина задержали на землях охотхозяйства. Выглядел депутат скверно, говорил невнятно, от освидетельствования отказался. В багажнике обнаружили разделанную тушу лося, происхождение которой охотник объяснить не мог; разрешения на отстрел при нём также не оказалось. А то объяснение, которое родилось наутро, – что Валерий Фёдорович спугнул каких-то браконьеров, подобрал тушу и вёз её в полицию, – лишь укрепило у любителей жареного сомнения в адекватности депутата.
Впоследствии ситуация прояснилась. Сам Рашкин записал 17-минутное полуоправдание-полуобъяснение, где превыспренним слогом описывал свою поездку к друзьям, у которых, конечно же, должно было быть разрешение на охоту, но почему-то не оказалось, а потом рассказал, что его деятельность очень мешает режиму и наверняка был запрос на то, чтобы убрать Валерия Фёдоровича с политической арены.
Безусловно, устраивать провокации у нас умеют. И кому-то рашкинские «акции» – вернее, утренники для пенсионеров на свежем воздухе – могли показаться опасными или как минимум нежелательными. Но все варианты того, что депутата могли подставить, критики не выдерживают. Среди его друзей должна была завестись «крыса», которая осознанно подставила Валерия Фёдоровича под фонарики инспекторов, при этом странности в поведении Рашкина пришлось бы объяснять добавлением в пищу или напиток каких-то психоактивных веществ.
Стоит ли та овчинка выделки?
Приговор мандату?
И вот теперь, через месяц с небольшим после направления дела в суд, мы видим приговор – три года условно, по нижней планке части 2 статьи 258 УК РФ «Незаконная охота». Защита депутата настаивала на переквалификации дела с уголовного на административное и, как следствие, на наказание в виде штрафа. Сам депутат вину признал, но наказание также считает непропорционально суровым. Кроме того, теперь на волоске висит его депутатский мандат – корочка, всё ещё остающаяся магической даже при нашей вертикали власти с абсолютно предсказуемыми голосованиями и стопроцентным утверждением правительственных законопроектов.
Ведь 22 апреля Валерий Рашкин официально стал лишь вторым в истории Государственной Думы депутатом, сохранившим мандат после осуждения по уголовной статье. Первым восемь лет назад стал его однопартиец Константин Ширшов. Его обвиняли в том, что он «склонял жителя Московской области, желавшего стать депутатом Госдумы шестого созыва, к передаче вознаграждения в размере 7,5 миллиона евро за гарантированное избрание депутатом», что было квалифицировано как покушение на мошенничество. В феврале 2013 года по представлению прокуратуры и по просьбе самого Ширшова Госдума согласилась его неприкосновенности. В ноябре ещё одним голосованием его дело разрешили направить в суд. А 26 мая 2014 года 39-летний коммунист был приговорён к пяти годам лишения свободы. Вину он не признал, но апелляции ничего не дали.
Однако даже в этом качестве Ширшов продолжал считаться действующим депутатом Госдумы. Мандата его лишили только к годовщине приговора – 22 мая 2015 года, после того, как и Верховный суд подтвердил виновность парламентария. Дотянуть до конца полномочий, как это бывало в иных случаях, не удалось.
Очевидно, что и Рашкину не удастся апелляциями и обжалованиями отложить вступление приговора в силу до осени 2026 года – а значит, какое-то решение Думе принимать придётся.
Избавит её от морального выбора один из трёх вариантов.
- Прекращение обжалований со стороны защиты на любом уровне рассмотрения.
- Отмена приговора одной из инстанций без последующего обжалования со стороны обвинения.
- Вердикт Верховного суда с подтверждением калининского приговора.
В первом и третьем случае решать вопрос придётся автоматически. Закон говорит, что полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случае… вступления в законную силу обвинительного приговора суда (в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ). Указаны и сроки – «не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, – не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы».
* * *
Фемида российская скоростью и без того не отличается, а уж в «рашкинской» Саратовской области дело могут рассматривать предельно долго (если не рявкнет другой местный депутат, недруг Рашкина Вячеслав Володин). Так что новый 2023 год в новой вселенной Валерий Рашкин наверняка встретит ещё депутатом Госдумы.