Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:14
Москва
25 ноября ‘24, Понедельник

Хабаровский топливный кризис: кто виноват и что делать

Опубликовано

Дальневосточный топливный кризис открыл нам всем страшную тайну: в «стране-бензоколонке» может не быть запасов бензина. Даже там, где нефтеперерабатывающими заводами управляют ну очень богатые люди.

Бензин исчез, губернатор тоже

Еще в середине января в Хабаровском крае начались перебои с поставками бензина на АЗС. На первых порах, по старой русской традиции, с ситуацией пытались справиться своими силами, не оповещая федеральный центр. В это время Алексей Навальный возвращался в Москву из Германии, так что шанс не попасть в информационную повестку у многострадального региона оставался.

Но ситуация стремительно ухудшалась. Позже выяснилось, что на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе вышел из строя циркуляционный компрессор для каталитического риформинга, что привело к резкому снижению производства бензинов. Дизельное топливо через риформинг не проходит, с его поставками перебоев не было. Вот только всплеск потребления солярки приходится на время сельскохозяйственных работ, а уж суровой дальневосточной зимой спрос на нее падает практически до нуля.

Оставался на заправках и дорогой Аи-98. А вот Аи-92 и Аи-95 несколько подорожали на заправках «Роснефти» (92-й – на 22 копейки за первую неделю кризиса) и исчезли с АЗС «Независимой нефтяной компании» (ННК), крупнейшей в регионе частной сети. Собственно, вместе с Хабаровским НПЗ они входят в единый холдинг предпринимателя Эдуарда Худайнатова.

Молчание властей, их попытка замять проблему объясняется просто. У врио губернатора Михаила Дегтярева положение хуже губернаторского, ибо он не пользуется особым авторитетом ни у хабаровчан, оскорбленных арестом и отставкой Сергея Фургала, ни, кажется, в Кремле, который заменил Фургала его однопартийцем Дегтяревым с некоторым вызовом бурлящему населению: дескать, хотели ЛДПР? Нате!

В результате Дегтярев молчал до 4 февраля, когда заявил не очень внятное: «Правительство края находится в тесном контакте с ННК… Мы запросили в Росрезерве дополнительный бензин». Его заместитель Анатолий Литвинчук и вовсе в худших традициях нового российского чиновничества ругал жителей за «излишний ажиотажный спрос».

Народная самоорганизация

Где дефицит – там спекуляция. На «Авито» и по сарафанному радио купить топливо можно было без проблем, вот только цены кусались – на пике кризиса доходило до 150 рублей за литр девяносто второго. Местные власти этому бизнесу особо не препятствовали. Лишь когда ситуация начала улучшаться, многие заправки все же стали ограничивать норму отпуска – чаще всего по 20 литров. Официально спекуляция у нас не запрещена, но с интернет-перепродажи топлива налоги точно не платились, так что борьба с ними выглядела вполне логичной.

Также зафиксировано множество фактов торговли местами в очередях. Брали по-божески – тысяча рублей за место прямо перед заездом на заправку.

Что хорошо – автомобили экстренных служб и городского транспорта, судя по всему, получали бензин вовремя.

К концу января, видимо, закончились запасы и в соседнем Приморье: там также выстраивались очередь на АЗС и не хватало топлива на заправках ННК.

Человек-загадка

Понятно, что во время топливного кризиса публике стало особенно интересно, кто управляет бизнесом, оставившим край без бензина. Бенефициаром империи ННК является бывший топ-менеджер «Роснефти» Эдуард Худайнатов – в прошлом Еунатонович, ныне Юрьевич. Именно он в 2012 году уступил место директора компании Игорю Сечину.

Статья про Худайнатова в «Википедии» – подчеркнуто короткая, показывающая нежелание ее героя быть в центре внимания. Более того, статья, как следует из обсуждения, предлагалась к удалению, а во время «войны правок» из нее удаляли факт работы первым замом мэра Нефтеюганска Владимира Петухова –того самого, за организацию убийства которого сидит Алексей Пичугин из ЮКОСа. Попытавшись понять происходящее, можно натолкнуться на статью в «Собеседнике» под красноречивым названием «Худайнатов "переписал" Википедию» – там журналисты пытаются понять, что происходит с этой страницей.

Столь же стеснителен и сайт принадлежащего ему завода. Мы полагали, что там будут какие-то успокаивающие народ новости о починке оборудования завода, но нет – с 2018 года у Хабаровского НПЗ вообще никаких новостей. Большие деньги любят тишину. А Эдуард Худайнатов, по всей видимости, любит большие деньги.

Некоторые, конечно, считают его скорее номиналом, представителем реального собственника – человек с легкостью оставил первый пост в госкомпании и тут же на не очень объяснимые деньги приобрел несколько значимых активов:

Одна только покупка добывающей компании Alliance Oil обошлась, по оценкам аналитиков, в $3,5 млрд. Уже тогда у многих возникал вопрос, каким образом наемный топ-менеджер оказался собственником, способным делать такие крупные вложения.

Кроме того, «Роснефть» несколько раз заключала различные сделки с компаниями Худайнатова, и некоторые из них можно было объяснить как помощь предпринимателю со стороны бывших коллег.

Однако номиналы чаще всего ведут себя скромно, избегая сколько-нибудь резких шагов. В информационном поле владелец Хабаровского НПЗ и впрямь, как мы убедились, тише бензина и ниже снега, но если присмотреться чуть внимательнее, мы увидим поистине наполеоновский размах.

Издание Project.media (мечта феминистки – ни одного штатного мужчины-автора), главой которого (возможно, тоже номинальным) является специалист по расследованиям Роман Баданин (экс- Forbes, РБК, «Дождь»), подготовило расследование, согласно которому любимая женщина Эдуарда Юрьевича-Еуанотовича – никто иная как Марина Амаффи, владелица одного из самых дорогих брендов российских духов – как и полагается, замаскированных под французские. Девушка сменила отчество и фамилию в 2017 году, после чего появилась удивительная легенда о женщине – личном парфюмере Наполеона Бонапарта, талант которой через два столетия проснулся в ее прапра…внучке. Стоимость флакона Amaffi доходит до 10 тысяч евро – никакого сравнения с нефтью, но Эдуард Худайнатов берет свое количеством. Разумеется, пока в порядке циркуляционный компрессор.

* * *

Делаем выводы.

Монополизация – это зло. Если бы в крае было пять небольших НПЗ вместо одного исполинского, пять эффективных сетей АЗС вместо двух, проблемы одного из производителей удалось бы решить без особых потерь для потребителей.

Пренебрежение профилактикой – это зло. Недавно Владимир Путин лично укорял за это Владимира Потанина, но, как видим, прислушался не весь олигархат.

Запасы в виде Фонда национального благосостояния – это прекрасно, но тему резервов надо масштабировать и на региональные, и на местные уровни. Возможно, от компаний, занимающих олигопольное положение в своих сферах на своих территориях, нужно законодательно требовать создания резервов на определенный срок.

У берегов Сахалина перевернулось грузовое судно с семью моряками на борту
Реклама