Башкортостан стал третьим после Московской и Архангельской областей регионом, где мусорная проблема внезапно оказалась главнее всех социальных.
Но если первые две просто не хотят быть мусорным контейнером Сергея Собянина, то на Западном Урале (или, если угодно, в Восточном Поволжье) ситуация интереснее…
Вообще говоря, башкирский народ оформился как самостоятельный этнос еще в первом тысячелетии нашей эры, и все эти века как-то решал мусорные вопросы.
Более того, население республики в последнюю четверть века, к сожалению, не растет (никакого сравнения с соседним Татарстаном!), так что ни о каком резком приросте объемов мусора речи также не идет. Другой вопрос, что твердые бытовые отходы, если с ними ничего не делать, действительно имеют привычку накапливаться. И лежат так, пока не придет дерзкий и энергичный руководитель.
Общий объем официальных свалок в Башкирии – 29 млн кв. м, это куб со стороной 307 м или 11 пирамид Хеопса. Конечно, это именно официальные данные, проверить которые чрезвычайно сложно. Но именно про 29 миллионов рассказал министр экологии Урал Искандаров своим коллегам по правительству и предложил срочно решать проблему.
Для убедительности он добавил, что есть также 2,9 тыс. нелегальных свалок, в среднем по гектару на каждую. Получается 0,2% площади республики – чувствительно для экологии, ведь каждая из этих свалок в погожий башкирский денек благоухает на добрый километр в подветренную сторону.
Что же делать? Власти предлагают «тушить пожар бензином» – использовать передвижные мусоросжигательные установки.
Почему именно передвижные?
Экологический Telegram-канал «Выводы на чистоту» с горькой иронией критикует Хабирова за поддержку идеи передвижной мусоросжигательной установки: «Сегодня она здесь, а завтра за сотню километров от места, где испортила воздух. Поди поймай ее в бескрайних башкирских степях. Придется активистам скидываться на передвижные лаборатории, которые будут по пятам следовать за мусоросжигательной установкой».
Забавно, продолжают экологи, что буквально только что, минувшим летом, республиканский курултай ввел штрафы за сжигание мусора – юрлицу придется заплатить за костер от 50 до 100 тыс. руб. независимо от степени отсортированности мусора и очистки выбросов. То есть республиканские власти попросту гарантировали себе монополию на сжигание.
А ведь предшественник Хабирова Рустэм Хамитов как раз возражал против строительства в республике мусоросжигательных заводов – он прекрасно представлял себе, насколько токсичными будут выбросы и какие объемы золы (ядовитого вещества 1-го класса опасности) придется потом утилизировать.
И вот внезапная отставка Хамитова за 11ммесяцев до выборов и начало мусоросжигательной истерии.
«Руководители региона в зрелом возрасте должны своевременно принимать решение о завершении деятельности», – попытался тогда объяснить свое решение 64-летний политик, на два года моложе Владимира Путина, только что выигравшего президентские выборы.
Встает вопрос: неужели мусорные бонзы так сильны, что способны менять глав республик? Это предположение не покажется таким нелепым, если вспомнить, что за пропагандой безрассудного сжигания стоит мощнейший «Ростех» с Сергеем Чемезовым (67 лет от роду) во главе.
В рамках подготовки общественного мнения Хабирову потребовались даже фотографии лучших и худших контейнерных площадок по всем муниципалитетам. Создается ощущение, что других забот у Радия Фаритовича просто нет, что его поставили на нынешнюю должность только для того, чтобы он сжег весь мусор в республике.
И никто не должен уйти обиженным! Уже в детских садах башкирские дети начнут теперь приучаться к раздельному сбору мусора – так повелел глава республики. Идея, кстати, хорошая, и если бы новый лидер этим ограничился, честь ему была бы и хвала. Начинать надо действительно с раздельного сбора, а пока население приучается к нему, строить цеха по переработке картона, пластика, стекла, а заодно, раз уж хочется отжечь от души, и заводы по сжиганию отобранного безопасного мусора – собственно, так и происходит в Европе.
Но мятежному башкиру чужда швейцарская основательность, он хочет все и сразу, смешивает разные подходы – точь-в-точь как нерадивая домохозяйка кидает весь бытовой мусор в общий пакет.
Понятно, что такая активность вызывает смешанные чувства у вверенного Хабирову народа. Какие-то люди, у которых много свободного времени, по данным приближенных к главе региона СМИ, создали в социальных сетях целый ряд фальшивых аккаунтов бывшего главы Красногорска и нынешнего – Башкирии, где «раздают различные обещания, но выполнять их не собираются». Этот оригинальный вид информационной диверсии лишний раз показывает, насколько популярен новый верховный башкир среди своего благодарного народа.
Но народа Хабиров не боится, его интересует только мнение власти. Об этом он прямым текстом заявил на совещании в республиканском правительстве 21 октября, говоря о национальных проектах:
«Я не готов, чтобы меня в конце года на всю страну председатель правительства поднял и отчитывал за то, что мы не выполняем, – это недопустимо».
Нация, рабочие места, зарплаты? Нет, главное не допустить позора перед телекамерами. Похоже, для Радия Фаритовича главное не быть, а казаться. Главное сжечь, а не очистить. И это очень грустно.