Главе РЖД не хочется закупать продукцию у Мценского литейного завода.
На форуме «Деловая Россия» к президенту страны обратился Игорь Сычкин, генеральный директор ОАО «Мценский литейный завод». Обратился с жалобой: по его словам, РЖД, невзирая на заключенный с заводом долгосрочный контракт, истекающий лишь в 2020 году, не желает больше закупать у Сычкина анкерные рельсовые скрепления (АРС). Точнее, желает, но в каком-то совсем уж смешном объеме. Потому что отныне российского железнодорожного монстра интересует продукция немецкой компании «Фоссло Фасэнинг Системс Рус».
Владимир Путин был этим сообщением несколько удивлен. Президенту было непонятно, как солидная компания РЖД может пренебрегать действующим контрактом, и пообещал со всем разобраться – в частности, провести глубокую экспертизу креплений АРС-4. «Может быть, у них появились какие-то другие поставщики, и почему-то они отдают предпочтение другим своим клиентам», – сказал он.
Было качество – и нет
По словам Сычкина, АРС-4 уже проходили проверку: когда в 2014 году проводили исследование всех рельсовых скреплений, именно этот вид был признан лучшим – как по техническим характеристикам, так и по экономическим. АРС-4 были использованы при строительстве Крымского моста, при монтаже скоростных путей на линиях Москва – Нижний Новгород, Москва-Санкт-Петербург, а также в рельсах сочинского региона – могут ли быть лучшие рекомендации? Однако представители РЖД почему-то внезапно стали недовольны качеством этих скреплений.
Указал Сычкин и на то, что при внезапном разрывании контракта тысячи работников Мценского литейного завода останутся без зарплат. Бизнес – это не собес, заказчик не должен заботиться о делах поставщика, но когда этот заказчик на 100% принадлежит государству и, можно сказать, олицетворяет его, пренебрежение социальным фактором выглядит странно.
Какие-то другие поставщики
Новым подрядчиком РЖД оказалась немецкая компания «Фоссло Фасэнинг Системс Рус». Что ж, немецкое качество издавна прельщало наших соотечественников, и не напрасно. Сам Владимир Путин имел возможность оценить его во время работы в Лейпциге. Однако упрекать Олега Белозерова в том, что он во имя ностальгических воспоминаний президента пренебрегает идеей импортозамещения, пока рано. Во-первых, Vossloh продукцию не производит, а закупает – и едва ли в Германии. Во-вторых, собственно немцам, то есть немецкой компании ФОССЛО-ВЕРКЕ ГМБХ, принадлежит всего лишь 0,01 акций этого предприятия.
Возможно, ларчик открывается просто: соучредитель «Фоссло Фасэнинг Системс Рус» – компания «Бетэлтранс» (БЭТ), которая принадлежит, как сообщают «Ведомости», частично структурам Юрия Чайки, сына генпрокурора, частично – правильно, собственно РЖД (на сайтах, собирающих информацию о юридических лицах, до сих пор устаревшие данные).
Забавно, что прибыльность «Фоссло» оставляет желать лучшего. Формально в течение трех лет работы лишь в 2016 году предприятие вышло в плюс; в 2017 году, например, «прибыль» его составила минус 37 миллионов рублей.
Пилите, они золотые
Если Мценским литейным заводом Белозеров почему-то недоволен, то остальные подрядчики РЖД его, как видно, вполне устраивают. Например, ЗАО «Рослокомотив», с которым заключено контрактов на 75 миллиардов рублей – замечательная компания, учредитель которой – «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова. Да, того самого «медного короля», по версии испанского следствия, водившего нежную дружбу с Измайловской ОПГ, а по совершено точным источникам крепко повязанного (формально – в прошлом) бизнес-интересами с Максимом Ликсутовым и его группой.
Или ПКП «Мобойл» Валерия Маркелова, арестованного в октябре 2018 года по подозрению во вручении взятки полковнику Дмитрию Захарченко. Или «Спецтрансстрой» Юрия Рейльяна, мастера госзаказа, почётного гражданина города Сочи, бывшего управляющего директора «Базового элемента» Олега Дерипаски. Скучно писать о российском бизнесе, господа. Куда ни ткнись, везде одни и те же лица – то Дерипаска, то Ликсутов, то сумма братьев Магомедовых…
Вот поэтому с Сычкиным попросту неинтересно. Нет того веселья. Ты ему деньги, он тебе товар – и никаких замысловатых схем. Скука смертная.
Президент сказал – чиновник сделал
И все же закупать оборудование у Мценского литейного завода РЖД будет – придется. По поручению президента России Белозерову пришлось встретиться с Игорем Сычкиным. И не просто встретиться, а наговорить кучу приятных слов и пообещать не расторгать договор. Количеством взаимных поклонов и комплиментов встреча напоминала старинный танец: Белозеров заявил «историческому партнеру», что готов с ним в дальний путь на долгие года; Сычкин назвал РЖД «серьезным, ответственным и перспективным заказчиком». Этакий радостный конец неприятной сказочки.
Или еще не конец?