Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:27
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

«ВИМ-Авиа»: хроника пикирующего авиаперевозчика

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Накануне своего 15-летнего юбилея 10-я по объему пассажироперевозок авиакомпания России решила отбросить копыта.

Одной из главных тем конца сентября уже привычно становятся проблемы российских туристов, которые не могут вернуться из Конго Турции ввиду проблем с чартерами. На сей раз оскандалилась «ВИМ-Авиа», не нашедшая денег на последние рейсы курортного сезона.

Хроника развала

  • Реальные проблемы начались 22 сентября – базовый для компании частный аэропорт «Домодедово» отказался заправлять самолеты «ВИМ-Авиа», ссылаясь на отсутствие оплаты и гарантий. 23 сентября стало ясно, что проблема – системная, задержано было уже 19 рейсов. В компании оправдывались отсутствием оплаты со стороны туроператоров – чартерные рейсы являлись важной частью бизнеса «ВИМ» (название, к слову, – инициалы Виктора Ивановича Меркулова, первого генерального директора компании). На помощь пришло принадлежащее Москве Внуково, но и оно не готово работать бесплатно.
  • 26 сентября «ВИМ-Авиа» объявила о неспособности обслуживать намеченные рейсы: под конец «бархатного сезона» от этого пострадали в первую очередь российские туристы, собиравшиеся из-за рубежа домой. Речь шла о 16 тысячах пассажиров – это был конец.
  • 27 сентября СМИ сообщили, что основные владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид и Светлана Мурсекаевы сбежали из России, предположительно в Стамбул. Впоследствии проходила информация, что никто никуда не убегал, Мурсекаев находится в Казани и готов общаться с руководством авиационной отрасли и Следственным комитетом. Однако версия о внезапном сумасшествии не подтвердилась – Мурсекаевы действительно за рубежом.
  • 27 сентября руководство «ВИМ-Авиа» обратилось к государству за гарантиями оплаты топлива.
  • В тот же день Минтранс опубликовал информацию о прекращении регулярных полетов «ВИМ-Авиа» с 16 октября 2017 года. По всей видимости, это станет концом существования компании.
  • 28 сентября задержаны генеральный директор Александр Кочнев и главный бухгалтер Екатерина Пантелеева – «в рамках уголовного дела по хищению денежных средств». При этом сам Кочнев называет выдвинутые обвинения абсурдными. Сами обстоятельства задержания Кочнева действительно выглядят бредовыми: его взяли как «застигнутого при совершении преступления» (есть такая процессуальная формулировка), но произошло это в Следственном комитете после десяти часов допросов. При каком преступлении там могли застигнуть топ-менеджера – загадка.
  • Вечером 28 сентября полугосударственный «Аэрофлот» объявил о том, что выделяет 1,8 млрд руб. на решение текущих проблем «ВИМ-Авиа». Типичная для России модель: государство спасает всех в кризис и забирает при этом активы себе (ау, «Трансаэро»). Это стало ответом на просьбу о государственных гарантиях.
  • 28 сентября министр экономического развития Максим Орешкин обвинил в проблемах отрасли… низкую инфляцию: «Компания привлекает деньги населения на длительный срок, продает заранее билеты, то есть аккумулирует финансовые ресурсы. В условиях низкой инфляции она может зарабатывать на этом гораздо меньше денег». Логика министра не выглядит безупречной: в конце концов, авиакомпания – не банк, и при галопирующей инфляции деньги за билеты к моменту полета могли бы вообще превратиться в пыль: летать пришлось бы за счет новых продаж, а это уже скрытая финансовая пирамида, в конце которой кто-то обязательно останется с билетом, но без перелета.
  • Утром 29 сентября стало известно, что пока что все полеты будут выполняться под управлением «ВИМ-Авиа». Ага, без владельцев и с арестованными руководителями.

Небо одного актера

Так проходят последние дни компании, которая, станет 17-м канувшим в небытие авиаперевозчиком в России за последние 7 лет. Причин у кризиса «ВИМ-Авиа» много – помимо упоминавшейся Орешкиным низкой инфляции это в первую очередь снижение покупательской способности россиян: «ВИМ-Авиа» совсем недавно закупила дальнемагистральные Airbus A330 и Boeing 777, но обеспечить их заполняемость, видимо, не смогла. Проблемы у компании (систематические задержки рейсов) были уже прошлым летом, весь высокий сезон 2017-го «ВИМ-Авиа» героически держалась, но на последний аккорд – возвращение отдыхающих из Турции – сил уже не хватило.

Кто следующий? В июле-августе прошла массовая пиар-атака на концерн «Нордавиа» и Red Wings, действительно испытывающих трудности с оплатой долгов. Вторая из этих компаний уже успела оскандалиться, отменив ряд рейсов по маршруту Мурманск – Москва, на которые уже были проданы билеты. Но грянуть гром может в любой точке – крах «Трансаэро» с ее мощнейшим административным ресурсом тому доказательство.

В результате такой естественной зачистки говорить о высокой конкуренции за пассажира уже не приходится. Компании группы «Аэрофлот» (сам «Аэрофлот», «Россия», «Победа», «Аврора») перевезли с начала года до 1 сентября 33 миллиона человек – больше, чем 11 других перевозчиков из российского Топ-15. Можно говорить о сложившейся олигополии, в которой лидер терпит присутствие рядом «S7», «Уральских авиалиний», «ЮТэйра» и стремительно развивающегося «Глобуса». Еще проще с грузовыми перевозками, где лидер, AirBridgeCargo из группы компаний «Волга-Днепр», просто не замечает остальных участников рынка (шестикратное преимущество по грузообороту перед ближайшим преследователем, «Аэрофлотом»).

На рынке регулярных внутрироссийских перевозок «ВИМ-Авиа» была мягким дискаунтером – и цены, и сервис у нее были поскромнее, чем у большинства конкурентов. А отсутствие конкуренции всегда приводит к росту цен для потребителя – один из базовых законов экономики, который попытались было опровергнуть в социалистических странах, но добились лишь тотального дефицита товаров и услуг. Бог с ней, с «ВИМ-Авиа», воровали там или нет – рассудит суд, но уход еще одного перевозчика, который предлагал относительно разумные цены на билеты, – безусловная потеря для россиян. Летать будем реже, летать будем дороже.

* * *

Катастрофа авиакомпании «ВИМ-Авиа» – еще один повод задуматься о будущем нашего неба. О том, почему мы постепенно становимся страной без быстрых коммуникаций, о способности власти вообще поддерживать Россию единой и неделимой.

Реклама