В воскресенье в 82 регионах России состоялись более 5,8 тысяч выборов различного уровня. INFOX.RU рассуждает о том, как их итоги изменят жизнь россиян? Спойлер: никак.
Как "легальность" превратилась в "легитимность"
С выборами губернаторов в целом все предельно ясно было еще месяц назад, когда окончательно стало понятно, что сильных региональных лидеров, не согласованных с Кремлем, среди кандидатов не будет.
Пожалуй, как нельзя лучше итог региональных выборов охарактеризовал глашатай президента Дмитрий Песков: «В целом можно констатировать превосходство и поддержку кандидатов от «Единой России». Можно констатировать весьма внушительный кредит доверия, который был предоставлен тем кадрам, которые предлагались президентом. Мы видим поддержку кадровой политики президента».
В итоге все управленцы с приставкой «ио», назначенные ранее Владимиром Путиным, легализовались при общем невнимании к выборам со стороны населения. Явка составила всего 17,4 процента. В Москве неравнодушных к составам советов муниципальных депутатов оказалось и того меньше - 14,8 процентов избирателей.
В высоких кабинетах, безусловно, готовились к подобным цифрам. Формула 70/70 (семьдесят процентов явки, из которых семьдесят процентов голосуют за действующую власть) безвозвратно канула в лету. Понадобились новые творческие подходы. Не случайно в канун выборов штатным политологам одним из провластных мозговых центров был ненавязчиво подброшен тезис о том, что, дескать, легитимность выборов равна их легальности.
Иными словами, совершенно не важно, сколько человек пришло на избирательные участки. Главное, чтобы не было нарушений. Политтехнологическое ноу-хау уже успело отыграть на все сто. Из каждого утюга неслось удобное и красивое слово «легальность». А вот неуклюжее «легитимность» в экспертном сообществе стало едва ли не моветоном.
Впрочем, часть экспертов резонно замечает, что явка не всегда зависит от действий или бездействия властей. Политтехнолог Алена Август уверена, что российское законодательство позволяет полностью защитить избирательное право граждан. Другое дело, сами граждане не готовы менять жизнь страны посредством выборов. «В целом, количество нарушений невелико, да и те не слишком серьезные. А вот настрой ЦИКа серьезен как никогда - в Псковской области возбуждено уголовное дело за злоупотребления на выборах, в Приморье человека, пытающегося осуществить подкуп, посадили в СИЗО, - пишет Алена Август. - Что важно, легенда о поставленной планке в 70 % так и осталась легендой - задач по нагону явки не ставили, да и постепенно уходит в прошлое сам принцип подобной постановки задач. Выборы могут быть либо законными, либо нет. А уж явка и легитимность зависят в первую очередь от активности участников избирательного процесса и соблюдения всеми сторонами норм законодательства, которое в России одно из самых строгих в отношении выборов. Нам, к счастью или, к сожалению, сложно представить, что бюллетени можно было бы напечатать на листе бумаги, а подсчет вести силами случайных волонтеров, не отвечающих за свои действия».
Москва. «Яблоко» раздора
Итоги муниципальных выборов в столице дают пищу для размышлений любителям конспирологии. Уж не очередной ли это «хитрый план» по заигрыванию власти с оппозицией? Успех последней оказался ровно таким, чтобы Собянин смог сохранить за собой контроль за муниципальным фильтром на предстоящих выборах мэра, и одновременно продемонстрировать, что в Москве есть демократия. Не в обиде осталась и несистемная оппозиция, получив неожиданно много мандатов в муниципалитетах.
В целом итоги московских выборов выглядят так: "Единая Россия" - 76%, "Яблоко" - 11,7%, Самовыдвиженцы - 7,2%, "КПРФ" - 2,9%, "Справедливая Россия" - 0,67%.
"Единая Россия" получает 1154 депутатских мандатов из 1502 возможных. «Яблоко» - 176 мандатов. 108 мандатов взяли самовыдвиженцы, 43 мандата у КПРФ. "Справедливая Россия" предварительно получит 10 мандатов, ЛДПР - 4. Ранее не представленные в советах депутатов Партия Роста и ПАРНАС претендуют на получение 5 и 2 мандатов соответственно.
Наиболее неожиданным выглядит успех с треском провалившихся на думских выборах «яблочников». Количество «фруктовых» муниципальных депутатов выросло в столице с 25 до 177 человек, под их контролем оказалась добрая половина центральных районов города. В Гагаринском районе (где голосовал Путин) оппозиция получила все 12 мест. В Академическом — десять из 12 мест, в Тверском — также десять из 12 мест, в Ломоносовском — восемь из 10 мест, в Останкинском — восемь из 12 мест, в Пресненском — десять (считая одного поддержанного оппозицией кандидата-самовыдвиженца) из 15-ти, в Левобережном — шесть из 10 мест, в Красносельском — семь из 10-ти. Также единоросы оказались в меньшинстве в Хамовниках, Зюзино, Измайлово, Коньково, Аэропорту.
Казалось бы, безнадежно несистемные кандидаты Люся Штейн, Виктор Котов, Илья Яшин, Илья Азар и Илья Морозов обзавелись «корочками» муниципальных депутатов. Кроме того, на московских выборах победили как минимум 20 кандидатов, поддерживаемых движением Ходорковского «Открытая Россия».
Для Гудкова и Каца достигнутые результаты вполне могут стать заявкой на лидерские позиции в оппозиционном движении. И даже на вызов Навальному и Волкову, которые демонстративно от выборов дистанцировались (по слухам, по личной просьбе Раковой).
Если все победили, то кто проиграл?
Радоваться ли москвичам таким итогам выборов? Большой вопрос. Муниципальные депутаты – это ведь не про политику. А в первую очередь, про ЖКХ, про парковки - шлагбаумы, про уборку улиц, про газоны и клумбы и чистые подъезды.
Неужели 21-летний хипстер Люся Штейн, отложив айфон, будет контролировать работу дворников? Не смешите.
А единоросы-статисты, в большинстве своем так или иначе подчиненные Собянина, - будут следить, чтобы реновация – любимое детище шефа - не оставила людей с носом? Или может быть подсчитают наконец сколько реально стоит ежегодное мощение улиц плиткой? Фантастика.
Победили политики, для которых жители Москвы электорат. Проиграли как раз люди дела – городские активисты, предприниматели, общественники, лидеры местных районных сообществ. А их ведь было немало среди кандидатов. Многие из них принципиально не хотели вставать под чьи-либо идеологические знамена, выбирать «Крым-наш» или «не наш», за Путина они или за Навального, и выдвигались самовыдвиженцами. И, к сожалению, буквально единицы из них стали депутатами. Вместе с ними проиграли и москвичи. Их интересы на муниципальном и городском уровне отстаивать не кому.
За что боролись…
Итоги выборов показали недальновидность стратегии мэрии на высушивание явки. Она действительно оказалось низкой, но на избирательные участки неожиданно пришли те, кого совсем не ждали, в то время как электорат парламентских фракций, который был должен поддержать выдвиженцев от «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» оказался крайне малочисленным.
Очевидно, что командно-административные технологии работают в столице с каждым годом все хуже, а отказаться от них в пользу политических методов мэрия до сих пор не готова. На фоне роста протестных выступлений ситуация складывается опасная – если, не дай бог, заполыхает, девять из десяти жителей Москвы имеют полное право заявить «мы эту власть не выбирали».