Несмотря на активные усилия по борьбе с недобросовестными производителями, в некоторых сегментах пищевой отрасли доля фальсифицированных товаров достигает до 50-60%.
Это отчасти происходит из-за недостатка полномочий по применению санкций к нарушителям. Наиболее часто фальсифицируют такие продукты, как колбасы, соки, соусы и консервы, сообщил Олег Павлов, председатель Ассоциации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», в интервью Общественной Службе Новостей.
Фальсификатом принято считать любой товар, состав которого не соответствует информации, указанной на упаковке. Например, это может быть использование искусственных подсластителей вместо настоящего сахара. Важно отметить, что фальсификация не всегда означает использование некачественных ингредиентов; иногда это просто иной состав, чем заявлено, что может повлиять на здоровье и качество жизни потребителей.
«Основная угроза фальсификации заключается в том, что её трудно обнаружить без проведения лабораторных анализов. Именно поэтому подобные продукты остаются популярными», — отметил эксперт. Для потребителей важно уделять внимание товарным знакам и сертификатам, а также обращать внимание на цену: если она значительно ниже среднерыночной, это может быть признаком подделки.
В борьбе с фальсификатом важную роль играет маркировка товаров, благодаря которой удалось существенно снизить долю подделок в молочной продукции. Однако в категориях без такой маркировки уровень фальсификатов выше. Например, доля подделанных товаров может варьироваться от 10-20% до 50-60% в сегменте консервов — здесь часто встречаются подделки сайры. Аналогичная ситуация наблюдается с колбасами, мясными и рыбными консервациями, а также некоторыми соусами и соками, добавил Павлов. Стоит отметить, что многие производители сегодня проходят добровольную сертификацию своих продуктов, что может служить дополнительной гарантией их качества.
По мнению эксперта, одним из основных препятствий к ликвидации фальсификата в магазинах являются ограничения на проверки производств, что затрудняет возможность строгого наказания нарушителей. Тем не менее, контролирующие органы продолжают прилагать усилия для того, чтобы уменьшить количество поддельных товаров на прилавках. Ущерб от фальсификатов испытывают все: государство, покупатели и добросовестные производители. Потребителям рекомендуется внимательно изучать не только состав продукта, но и отзывы о производителе, а также учитывать рекомендации специализированных организаций.
«Мы будем продолжать уделять этому вопросу максимальное внимание», — отметил правозащитник. Также существуют инициативы по внедрению новых технологий, таких как блокчейн, которые могут повысить уровень прозрачности и достоверности информации о происхождении продуктов.