Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:26
Москва
22 февраля ‘25, Суббота

Строители подали сигнал SOS

Опубликовано
Фото: Infox.ru
Стройка Новый Уренгой ЯНАО
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Из регионов начали поступать тревожные новости о банкротстве отдельных застройщиков.

Некоторые эксперты утверждают, что такие банкротства носят «точечный» характер и не станут трендом для строительной отрасли, по крайней мере, в текущем году. Так ли это на самом деле, и что может спасти очевидно падающий рынок – в материале INFOX.ru.

На грани выживания

Очевидно, кто-то из девелоперов проводит неэффективную финансовую политику, тогда как в сегодняшних сложных для отрасли условиях цена подобных ошибок очень высока. В каких-то регионах закрывают бизнес небольшие строительные компании, понимая, что не располагают необходимой «подушкой безопасности» для того, чтобы «перетерпеть» кризисные времена. По оценке аналитиков, банкротство и уход с рынка ряда застройщиков не приведёт к появлению в стране новых недостроев, поскольку проекты обанкротившихся компаний будут переданы на достройку другим девелоперам.

Вместе с тем, преждевременно говорить, что складывающаяся ситуация «безопасна» для строительного комплекса. Даже при оптимистичном сценарии возвращение отрасли к докризисному формату, когда в большом количестве разрабатывались и реализовывались крупные строительные проекты, может наметиться только к концу 2026 года, если ключевая ставка будет существенно снижаться. С учетом протяжённости инвестиционно-строительного цикла, это означает, что, как минимум, на несколько лет стройка «встаёт на паузу». И эта пауза не пройдёт бесследно, даже если удастся избежать массового банкротства девелоперов.

«Отрасль на грани выживания», кроме всего прочего, означает заморозку её научно-технического развития, то есть наметившиеся темпы роботизации в строительстве, перехода к новым технологиям снизятся кратно. Аналогичная ситуация в отраслях производства строительных материалов – сокращение объёмов потребления стройматериалов ведёт к дополнительной недозагрузке производственных мощностей, снижению рентабельности бизнеса, а значит – временному отказу от мероприятий по модернизации производства, разработке материалов с новыми качественными характеристиками и т.д.

Новые стройки

Очевидно, для того, чтобы сохранить наработанный потенциал строительного комплекса и темпы его научно-технического развития необходимо всячески избежать резкого сокращения объемов и темпов строительства.

В ситуации падения продаж жилья и отсутствия у застройщиков возможности получать банковские кредиты на адекватных условиях необходимо делать ставку на проекты, менее зависимые от этих факторов, а именно на проекты, как непосредственно финансируемые государством, так и те, в которых государство помогает создавать условия для привлечения частных инвестиций - денежных накоплений частных лиц.

Эффективной мерой поддержки строительного комплекса в текущих условиях могло бы стать увеличение в российских регионах количества проектов не только жилищного, но также инфраструктурного, транспортного и социально-культурного строительства.

Полагаю, что сложившаяся на сегодняшний день ситуация является хорошим поводом, чтобы подумать о реализации в масштабах всей страны крупного и значимого инфраструктурного проекта, финансируемого на принципах частно-государственного партнерства, то есть за счет бюджетных средств и частных инвестиций. В качестве такого проекта можно рассмотреть создание крайне востребованного для экономики и для жителей нашей большой и протяженной страны широкого и комфортного транспортного коридора от Санкт-Петербурга до Владивостока, состоящего из современных высокоскоростных железнодорожных и автомобильных магистралей. Реализация такого масштабного проекта обеспечила бы высокие объемы строительства и потребления строительных материалов.

Подобного рода инфраструктурные проекты могут представлять интерес для вложений со стороны частного бизнеса в случае, когда инвестор является исполнителем проекта. Причем не подрядчиком для выполнения определённого этапа работ, а полноценным партнёром государства, которому в формате контракта жизненного цикла объекта транспортной инфраструктуры делегирована ответственность за состояние объекта в течение всей его «жизни» и обеспечена предпринимательская свобода в выборе технологий и материалов.

Для финансирования такого крупного инфраструктурного проекта необходимы современные креативные инструменты обеспечения финансирования реализации инфраструктурных проектов:

- в банковском секторе – субсидируемые государством целевые займы на льготных условиях на реализацию инфраструктурных проектов;

- в небанковском финансовом секторе – инфраструктурные облигации, вечные облигации;

- в качестве неденежных форм можно рассмотреть варианты учреждения государственных льгот и преференций для крупных инвесторов инфраструктурных проектов.

Представляется, что проект создания современного транспортного коридора с запада на восток мог бы стать новым национальным проектом и даже еще одной национальной целью, решая важнейшие для нашей страны задачи повышения грузопотока, повышения связанности российских регионов, улучшения их доступности для посещения и при этом выступая эффективной мерой поддержки строительного комплекса.

Автор: заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Артём Кирьянов.

Найден законный способ избежать выплат по кредитам
Реклама