В августе российские предприятия в сфере строительного и дорожного машиностроения реализовали продукцию на сумму 5,1 млрд руб., что меньше на 33,5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Об этом сообщает ассоциация «Росспецмаш», которая объединяет заводы, производящие 80% техники данного сегмента. За восемь месяцев текущего года продажи снизились на 2%, составив 49,5 млрд руб.
«Мы уже продолжаем видеть снижение отгрузок на внутреннем рынке на протяжении нескольких месяцев. Это касается как местной техники, так и импорта, который также снижался. Падение наблюдается с нарастающей скоростью», — пояснил заместитель директора «Росспецмаша» Вячеслав Пронин в беседе с РБК.
Он выделяет две ключевые причины снижения: высокий уровень ключевой ставки Центрального банка, который «фактически уничтожает инвестиционные программы как заводов, так и наших клиентов», а также условия оплаты работы на государственных стройках. «Застройщики фактически смогут получить оплату за проекты, выполненные в этом году, только в следующем. У них нет собственных средств, а воспользоваться кредитами не получается из-за высокой ставки», — подытоживает он.
Также на российский рынок настойчиво выходят оптовые поставщики из Китая. В ряде направлений доля техники иностранного производства превышает 90%, сообщают в «Росспецмаше» (экскаваторы, фронтальные погрузчики, асфальтоукладчики).
В «Росспецмаше» предлагают активнее использовать государственный контроль за техническим регулированием товаров и лицами-импортерами, а также призывают следить за соблюдением сертификации. Ассоциация поддерживает недавнее решение правительства о поэтапном увеличении ставок утильсбора на длительный срок. Что касается дорожно-строительной техники, индексация начнется с 1 января 2025 года (на 15%), и впоследствии будет проходить каждый год. При этом в Минпромторге отметили, что сбор на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики возрастет лишь в 2026 и 2028 годах (соответственно), так как производство данной техники в России только развивается. В августе объем поставленной техники, включая иноземные модели, уменьшился на 30% по сравнению с августом 2023 года, сообщают в лизинговой компании «Европлан». С января по июль наблюдался рост сделок на 7% в секторах самоходной техники и ДСТ, отметил представитель компании в разговоре с РБК. «Среди лидеров продаж в портфеле «Европлана» находятся фронтальные и ковшовые экскаваторы-погрузчики, дорожные катки и бульдозеры китайских марок LGCE, Lonking и XCMG», — подчеркнули в компании. Основное влияние на спрос спецтехники оказывает строгая денежно-кредитная политика, добавляют в «Европлане».
Юлия Глушкова, специалист по аналитике в «Альфа-Лизинг», подчеркивает, что в 2024 году на реализацию нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни (ИДЖ)» будет выделено до 1,17 трлн рублей. Этот проект продолжит работы, начатые в рамках дорожного («Безопасные и качественные дороги») и жилищного («Жилье и городская среда») нацпроектов. Основная часть выделенных средств будет инвестирована в строительство и обновление федеральных дорог, приграничных контрольно-пропускных пунктов, а также в автоматизацию систем мониторинга безопасности и качества дорожного полотна.