Прокуратура Москвы обнаружила нарушение в школе № 57, связанное с отказом принять ученика в 10-й класс.
Об этом сообщается в ответе надзорного органа на жалобу одного из родителей, Кирилла Малютина. Его сына не зачислили в 10-й класс после завершения 9-го класса, после чего Малютин обратился в прокуратуру и в суд. Журналисты РБК ознакомились с текстом полученного документа. В этом году родители во многих регионах также высказывали недовольство по поводу зачисления школьников в 10-й класс. В соответствии с информацией прокуратуры, школа нарушила требования федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно — право учащихся на получение среднего общего образования. Для исправления ситуации ведомство направило представление директору школы Анне Вахнеевой. По установленным правилам, представления прокуратуры должны рассматриваться без промедления, а конкретные действия по устранению нарушения должны быть предприняты в течение месяца.
Прокуратура обратилась в департамент образования и науки Москвы с требованиями принять «дополнительные меры для обеспечения и соблюдения прав несовершеннолетних, завершивших программу основного общего образования, на получение среднего общего образования».
Как сообщил отец школьника Кирилл Малютин, 25 июня он получил уведомление о том, что его сын, учащийся 9-го «В» класса, не рекомендован педсоветом к переходу в 10-й класс по причине низких результатов ОГЭ по математике, нарушений дисциплины, академических задолженностей в 8-м и 9-м классах, а также трудностей с освоением учебной программы. «Эти претензии были без конкретных данных, просто перечислены», — отметил он.
Кроме того, Малютин рассказал, что в январе этого года школа проинформировала учеников и родителей о правилах поступления в 10-й класс, согласно которым достаточно было получить 4 или 5 по ОГЭ для продолжения обучения. По словам Малютина, его сын сдал ОГЭ с необходимыми результатами. Это подтверждается письмом прокуратуры, в котором указано, что ученик получил 4 балла за итоговую аттестацию по русскому и английскому языкам, а математику и географию сдал на 5. В конце августа Малютин получил выписку из протокола решения педсовета от 10 января 2024 года, согласно которой, помимо опубликованных правил поступления в 10-й класс (включающих результаты ОГЭ), были установлены не опубликованные критерии для незачисления детей, отличающиеся от тех, что были указаны в письме педсовета от 25 июня. «Принимая решение о незачислении моего сына в 10-й класс, педсовет даже не учел опубликованные правила поступления», — отметил Малютин. Он добавил, что с аналогичной проблемой столкнулись еще 14 одноклассников его сына из 24 учащихся в 9-м «В» классе, однако не все родители стали бороться за места своих детей в школе. После неудачных попыток разрешить ситуацию путем общения со школой Малютин подал иск в Хамовнический суд.
Узнав об иске, на следующий день директор школы предложила его сыну «без сдачи необходимых экзаменов» продолжить учебу в 10-м гуманитарном классе. Однако семья Малютиных отказалась от этого предложения, и отец самостоятельно подал заявление об отчислении сына из школы, а также отозвал иск из суда. «Я достиг своей цели — 57-й школе пришлось изменить свое несправедливое решение», — пояснил он. В настоящее время сын Кирилла Малютина учится в другой школе.
Правила школ и профильные классы
Департамент образования и науки Москвы проинформировал, что согласно ст. 66 и 67 закона «Об образовании» школы имеют право самостоятельно определять правила приема учащихся в 10-й класс в зависимости от сложности образовательных программ. Аналогичное положение указано в приказе Министерства просвещения (от 2 сентября 2020 года), отметили в департаменте.
«Школа № 57 разработала свои условия приема в соответствии с этими нормами и заранее опубликовала соответствующую информацию на своем сайте. Известно о случае, когда родители не согласились с решением администрации школы отказать их ребенку в поступлении в определенный класс по итогам отбора. Администрация учебного заведения пошла навстречу и предложила детям возможность учиться в других классах. В одном из случаев родители отказались, в другом — согласились, но впоследствии перевелись в другую школу», — прокомментировали в департаменте.