Мошенники начали звонить россиянам с рассказами о бесплатной замене счетчиков воды и электроэнергии.
О новой мошеннической схеме сообщил руководитель Центра правопорядка в Москве и Подмосковье Александр Хаминский.
Юрист несколько дней вел разговоры с аферистами и разоблачил их подход, пишет «Газета.Ru». Сначала жертве поступает телефонный звонок, в котором собеседник представляет себя работником «Энергосбыта» или «Водоканала» и предлагает бесплатную замену счетчиков. Звонивший обращается по имени и отчеству, а также упоминает домашний адрес, что создает доверие у собеседника.
После получения согласия жертве отправляется уведомление с номером заказа — это всего лишь предлог для перехода в мессенджер, утверждает Хаминский. «Затем, чтобы завершить процесс оформления бесплатного заказа, мошенники просят предоставить скан паспорта или номер СНИЛСа. Следующий этап — просьба сообщить код подтверждения, который пришел на телефон. После этого злоумышленники получают доступ к порталу "Госуслуг" и похищают все, что можно украсть», — добавил юрист.
В случае отказа предоставить данные, мошенники начинают бомбардировать жертву сообщениями о том, что в их аккаунт на «Госуслугах» произведён вход и оформлена какая-то доверенность. Также указывается вымышленный номер, по которому необходимо позвонить, чтобы отменить документ. Некоторые россияне поддаются на эту хитрость и передаёт злоумышленникам секретные коды, надеясь спасти свой аккаунт.
Если жертва устояла перед давлением, то через 2-3 дня после первого контакта она получает видеозвонок на свой смартфон. «Когда абонент отвечает, на экране появляется логотип Роскомнадзора, МВД или другого уполномоченного органа. Затем "сотрудник" информирует, что от сотового оператора пришел сигнал о том, что раньше абонент в разговоре с мошенниками раскрыл какую-то информацию, которая поставила под угрозу его аккаунт на портале "Госуслуг"», — поделился Хаминский. После этого злоумышленники стараются получить данные для входа в личный кабинет на сайте.
Эксперт рекомендовал россиянам не отвечать на звонки с неизвестных номеров и избегать общения с незнакомцами на линии. «На всякий случай стоит отключить мобильное устройство на несколько часов и сообщить о произошедшем в правоохранительные органы», — подытожил юрист.