1 июля ‘24, Понедельник

Ученые опровергли теорию о том, что мамонты умерли из-за кровосмешения

Фото: Infox.ru
мамонт

На удаленном кусочке суши в Северном Ледовитом океане — острове Врангеля — мохнатые мамонты вымерли приблизительно 4 тысячи лет назад.

Согласно новому анализу генома этих животных, предыдущие предположения об их исчезновении были опровергнуты. Информацию о результатах исследования опубликовали в журнале Cell, а одним из авторов научной статьи оказался палеогеограф по имени Сергей Вартанян. Кратко о проделанной работе сообщает Reuters.

Мамонты оказались в крайне северных районах Евразии, вероятно, из-за изменения климата вследствие уменьшения ледниковых периодов. Скорее всего, именно из-за этого они попали на остров Врангеля. Остров потерял связь с материком 10 тысяч лет назад из-за поднятия уровня моря.

Недавнее исследование подготовило наиболее обширный на данный момент отчет о "внутрипопуляционной инбридинге, признаках деструктивных мутаций и уменьшении генетического разнообразия", с которыми столкнулись мамонты за 6 тысяч лет своей жизни в изоляции. Изучение показало, что эти факторы вряд ли привели к исчезновению древних существ.

Исследователи считают, что если бы кровосмешение действительно было причиной исчезновения популяции, то ее численность постепенно уменьшалась бы до полного вымирания, сопровождаемого увеличением инбридинга и уменьшением генетического разнообразия. Однако геномный анализ предоставил другую информацию.

За последние 6 тысяч лет уровень инбридинга и генетического разнообразия оставался практически неизменным. Начальная популяция состояла из максимум восьми особей. За 20 поколений (что равно примерно 600 годам) она увеличилась до 200-300 особей и оставалась стабильной. Наблюдалось снижение разнообразия в группе генов, ответственных за иммунитет. При этом вредные мутации накапливались медленно, а пагубные исчезали. По всей видимости, это происходило из-за того, что у особей с такими мутациями было меньше шансов на выживание и размножение.

Причина исчезновения мамонтов на острове Врангеля до сих пор является загадкой. Вероятно, животных погубила инфекция, которую перенесли птицы с материка, или естественные катаклизмы, полагают ученые.

Осенью 2023 года британская компания по биотехнологиям и генной инженерии Colossal Biosciences объявила о своих планах по возрождению шерстистых мамонтов. Специалисты компании надеются, что потомство вымершего вида появится уже в 2028 году. Геном животного они собираются восстановить из образцов, которые были найдены, а пробелы заполнить с помощью ДНК азиатских слонов.