Россияне стали предпочитать к покупке автомобили возрастом до семи лет и не спешат покупать новые модели.
Продажи семилетних автомобилей сокращаются быстрее, чем весь рынок, а их доля впервые с 2017 года опустилась ниже 20%. Представители автосалонов объясняют данный тренд нежеланием клиентов менять европейские и корейские марки на китайские из-за высоких процентных ставок и цен. Эксперты отмечают общее снижение поступления новых автомобилей на рынок после кризиса 2015 года.
Вторичный рынок автомобилей все меньше предлагает новых машин, согласно данным "Автостата". По оценкам экспертов, в январе-мае сократились продажи автомобилей возрастом до семи лет на 7,3%, составив около 440 тыс. штук. Доля этого сегмента упала до 19%, в то время как с 2018 по 2023 годы семилетние автомобили занимали более 20% рынка. Динамика этого сегмента значительно хуже, чем у вторичного рынка в целом, который за пять месяцев показал незначительное снижение продаж на 0,1%, пишет «Коммерсант».
На сайте "Авто.ру" предложение в сегменте до семи лет в мае 2024 года сократилось на 8% по сравнению с декабрем 2023 года, а с января по май выросло на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
По мнению представителя сервиса, автовладельцы откладывают замену своих автомобилей из-за значительного повышения цен на новые автомобили и изменения структуры предложения.
Андрей Гришаков, директор департамента автомобилей с пробегом «Автодома» и «Автоспеццентра», отмечает, что в настоящее время клиенты предпочитают сдавать в трейд-ин автомобили возрастом около десяти лет. Он отмечает, что многие клиенты все еще не доверяют китайским производителям и не могут приобрести европейский, японский или корейский автомобиль вместо своего семилетнего автомобиля, так как эти бренды ушли с российского рынка.
Аркадий Григорьев, глава отдела маркетинга и PR компании «Борисхоф», добавляет, что многие автовладельцы отказываются от покупки новых автомобилей из-за высоких ставок по кредитам и высокой стоимости денег в целом. Он отмечает, что автомобили с пробегом до семи лет демонстрируют хорошую и предсказуемую ликвидность.
Роман Титов, вице-президент компании «Авилона» по направлению подержанных автомобилей, утверждает, что в настоящее время наблюдается нехватка автомобилей с пробегом во всех сегментах. Если владельцы европейских и корейских марок не находят подходящей замены, они откладывают продажу, говорит он. Как утверждает господин Титов, из-за этого новые автомобили продолжают медленно пополнять вторичный рынок.
Эксперты из «Авто.ру» соглашаются с тем, что сокращение продаж новых автомобилей оказало влияние на ассортимент подержанных автомобилей на рынке.
В результате сокращения объемов рынка новых автомобилей после кризиса 2015 года, количество автомобилей возрастом до семи лет значительно снизилось. В 2015 году, из-за девальвации рубля, продажи новых легковых автомобилей в России упали на 36%, что стало самым значительным сбоем на рынке с 2009 года. Согласно Владимиру Беспалову, с тех пор рынок автомобилей так и не достиг уровня в 2,5 миллиона проданных новых автомобилей. В 2017 и 2020 годах, годовые продажи легковых и легких коммерческих автомобилей составляли около 1,6 миллиона единиц, согласно Ассоциации европейского бизнеса. Эксперт отмечает, что это логично, учитывая снижение настроек на рынке, что привело к сокращению притока автомобилей в парк.
По мнению Владимира Беспалова, автомобили семилетней давности и моложе имеют определенный потенциал в условиях существенного повышения стоимости новых автомобилей и скрытых "заимствованных" преимуществ в технических характеристиках.