Идея либерализации внутреннего рынка газа в России, где оптовые цены устанавливаются государством и субсидируются экспортными доходами, обсуждается уже несколько лет. Но особенно актуальным этот вопрос стал на фоне крупных убытков «Газпрома» после утраты европейского рынка сбыта.
Данная тема обсуждалась на конференции "Перспективы развития внутреннего рынка газа в России", организованной Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом. Как сообщает РБК, учас тники мероприятия пришли к выводу, что для спасения «Газпрома» есть три сценария. Он них рассказал аналитик проектного центра по энергопереходу «Сколтеха» Сергей Капитонов.
Первый – оставить тарифную политику, как есть. Однако впоследствии потребуется государственное субсидирование внутреннего рынка, которое обойдется бюджету в десятки миллиардов долларов.
Второй сценарий — это резкая индексация тарифов. Для примера Капитонов указал, что в некоторых регионах 1 тыс. куб. м. газа стоит 5 тысяч рублей. «В кулуарах обсуждается возможность ее повышения в два раза, до 9 тыс. рублей», - сообщил эксперт.
Третий вариант — развитие внутреннего рынка за счет технологий и новых методов торговли. Он предполагает инновационную работу над потреблением (малотоннажный СПГ, газомоторное топливо, водород и химический high-tech), рост спроса за счет появления новых игроков на рынке, уточнил Капитонов.
Самый опасный и самый простой
Самым простым способом помочь «Газпрому» является подъем тарифов. «Но в таком случае возникнут последствия иного характера: российская экономика, начав получать газ по цене спасения Газпрома, получит дополнительный импульс к торможению. Население, которому выкрутят руки и опустошат кошельки, снизит свой платежеспособный спрос и станет покупать меньше, промышленность, вынужденная спасать «Газпром» более высокими ценами на газ, станет меньше и дороже производить», - отметил обозреватель Анатолий Несмиян.
В любом случае что-то делать придется. Показатели «Газпрома» выглядят как состояние, близкое к катастрофе. Переход в режим постоянного спасения одной компании контрпродуктивен. Газовую отрасль придется реформировать, причем отдельно от всей экономики это сделать тоже невозможно - требуется новый проект развития промышленности в целом.