Федеральная таможенная служба представила данные о внешней торговле по страновой и отраслевой разбивке.
Главным рынком экспорта за три квартала 2023 года стала Азия. Экспорт в Европу (в основном сырьевой) упал на 70%. Импорт машин и оборудования вырос на 32,8% в сравнении с тем же периодом прошлого года.
Общий показатель по экспорту сократился на 29,4%, до $316,9 млрд. Импорт вырос на 18,3%, до $213,3 млрд. Сальдо торговли «сжалось в два с половиной раза», до $103,6 млрд, пишет «КоммерсантЪ». Выручка от экспорта упала на $25 млн — до $18,34 млрд. Здесь причиной могло быть снижение мировых цен на энергоносители. Средняя стоимость российских поставок в октябре снизилась с $81,8 до $80,7 за баррель нефти.
Провал импортозамещения ослабляет рубль
ТГ-канал «МЭФ. Экономика для людей» расценил увеличение машиностроительного импорта, как признак недоработок в вопросе импортозамещения.
«В целом импорт снижается, но медленно, а именно улучшение торгового баланса должно было оказать поддержку рублю. Так что провал импортозамещения — одна из важных причин того, что рубль столь низко пал в этом году. В свою очередь, одна из важнейших причин этого провала — жесткая денежно-кредитная политика ЦБ», - говорится в комментарии канала.
Что хорошо, то хорошо
Экономист Никита Кричевский предложил позитивную точку зрения на высокие показатели импорта машин и оборудования. В условиях санкций можно было бы ожидать и худшего, и на пользу России такая блокада бы точно не пошла.
«Показатель, на мой взгляд, отличный», - написал эксперт в Telegram. В материале «Ъ» в оценке импорта говорится следующее: «Инвестиционные планы в РФ вполне реализуются, а возросший импорт инвесттоваров явно не подавлял внутреннее производство».
По мнению Кричевского, такое высказывание с оговорками о влиянии на внутреннее производство звучит так, как будто было бы лучше, если бы инвестимпорт не вырос, а сократился на треть.