Председатель Банка России Эльвира Набиуллина назвала маловероятной возможность снизить ключевую ставку на ближайшем заседании Совета директоров.
Более того, ЦБ не исключает целесообразности повышения ключевой ставки в сентябре, сказала Набиуллина на конференции 1 сентября. По ее словам, снижение ставки будет тогда, когда регулятор увидит «устойчивое снижение цен».
Набиуллина посетовала, что в настоящее время сохраняется проблема чрезмерного притока наличной валюты в банки, который превышает спрос. В сентябре ЦБ продлит ограничения на операции с валютой, чтобы частично нивелировать эффект обозначенного фактора нестабильности.
Отдельно Эльвира Набиуллина высказалась о валютных ограничениях (на эту тему сейчас идет дискуссия ЦБ и Минфина). Она подчеркнула, что валютные ограничения не должны создавать сложности для экономических агентов, но зеркальные меры должны сохраняться.
Одной из приоритетных задач ЦБ видит для себя постоянное поддерживание экономики в состоянии готовности к шоку при необходимом запасе прочности финансовой системы.
Споры о валютном контроле
Отток капитала по мнению многих экспертов является едва ли не ключевой причиной девальвации рубля и следующего за ней разгона инфляции. Данному явлению уделяют внимание в ЦБ и Минфине, но представления о регулировании разные.
Министр финансов Антон Силуанов на конференции ЦБ в пятницу заявил, что его ведомство выступает за более жесткие меры в отношении контроля за валютными потоками. «Центральный банк здесь больше за либеральную позицию. Но ничего страшного, мы все равно найдем совместное решение и сблизимся. Мы его (консенсус) ищем. А кто ищет, тот всегда найдет», - сказал Силуанов (цитирует Интерфакс).
Эльвира Набиуллина на это парировала предложением искать другие инструменты. Она назвала отток капитала следствием «предпочтения валюты». Отток идет не только за рубеж. Растут валютные вклады внутри системы (в банках). «Это предпочтение рублевых активов, и лечится совершенно другими методами, в том числе ключевой ставкой», - пояснила глава ЦБ.
Набиуллина заключила, что регулятор исходит из принципа: не создавать ограничениями сложностей для российских экономических субъектов и агентов. «Нужно искать, что, может быть, здесь поднастроить», - заключила она.