29 апреля ‘24, Понедельник

Тайны жизни, багровый туман, гелий-3: что найдет «Луна-25» на спутнике Земли

В ночь на 11 августа Россия запустила к Луне межпланетную автоматическую станцию «Луна-25». Посадка станции на спутник Земли запланирована на 21-24 августа.

Миссия должна была состояться в 2015 году, но запуск аппарата несколько раз откладывали. Теперь же можно констатировать, что страна впервые за почти 50 лет повторила успех Советского Союза с запуском экспедиции на Луну. Аппарат «Луна-24» отправили на Луну в 1976 году.

Запуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» прошел с космодрома «Восточный». Ее задача – доставить разгонный блок «Фрегат» со станцией на суборбитальную траекторию. «Фрегат» на высоте 200 км сделает полвитка вокруг Земли, после чего отправится на лунную орбиту, откуда начнется подготовка к посадке в район Южного полюса Луны. После посадки аппарат должен проработать на спутнике около года.

Одной из главных задач миссии является отработка технологии посадки возле Южного полюса. Станция будет исследовать поверхность Луны, собирать грунт и анализировать его состав. Не исключено, что ученым в ходе исследования удастся найти воду. Приборы «Луны-25» изучат пылевые и микрометеоритные условия, а также радиационную обстановку полярной Луны, пишет РБК.

В поиске ответов на вселенские вопросы

Академик РАН, научный руководитель ИКИ РАН Лев Зеленый в интервью «Известиям» рассказал, что одним из важнейших искомых на Луне элементов являются частицы воды. На Луну их могли принести метеориты, и если в воде обнаружатся следы органики, это отчасти подтвердит теорию о том, что жизнь на Землю была занесена из космоса.

Большую ценность также будут представлять редкие элементы вроде гелия-3, которые на Земле встречаются крайне редко и могут быть использованы в передовых промышленных разработках.

На станции есть прибор СТС-Л. Это телевизионный комплекс, состоящий из восьми камер. С их помощью будут сделаны фотографии поверхности и собраны данные о рельефе, что в будущем поможет лучше организовать последующие посадки на Южном полюсе.

Одним из самых любопытных явлений, которое предстоит изучить на Луне, - левитирующая пыль. Это твердые микрочастицы неправильной формы. Согласно гипотезе ученых, поднимать пыль может не только механическое воздействие. Вероятно, под воздействием солнечных лучей микрочастицы электрифицируются и поднимаются вверх. Отрицательно заряженные частицы левитируют, а положительно заряженные остаются в грунте. По мере того как по Луне движется граница света и тени, на спутнике поднимается волна пыли. Доля частиц по прохождении терминатора так и остается летать, а в лучах рассветного Солнца образует «багровый туман», рассказал лавный научный сотрудник отдела физики планет и малых тел Солнечной системы ИКИ РАН Александр Захаров.

Захаров разработал специальный прибор в составе «Луны-25», который будет изучать феномен левитирующей пыли.

Лазерный анализатор грунта

Для исследования грунта Луны будет использован лазерный масс-анализатор ЛАЗМА-ЛР с 11-ю ячейками для отобранных проб. В ячейках материалы будут подвергаться лазерному облучению вплоть до испарения и превращения в плазму. Образующийся в процессе ионизированный газ будут анализировать датчики ионов, с помощью чего можно точно узнать состав грунта.

Если в грунте будут обнаружены следы H2O, будет особенно интересно проверить, насколько быстро вода испаряется при лазерном облучении. Впоследствии полученные данные позволят организовать на Луне добычу воды (если она там есть), сообщил инженер отдела физики планет и малых тел Солнечной системы ИКИ РАН Илья Дзюбан.

На станции есть прибор АДРОН-ЛР, который тоже нужен для изучения грунта. Его работа устроена несколько по-другому. Аппарат облучает грунт нейтронами на глубину 1 метра, регистрирует отклик. Структура отклика позволяет обнаруживать на глубине различные элементы.

Заглянуть в историю Вселенной на миллиарды лет

Помимо того, что на Южном полюсе скапливаются редкие элементы, там сложились благоприятные условия для изучения истории Солнечной системы и Вселенной.

Завлабораторией теоретического отдела Физического института им. П.Н. Лебедева РАН Алексей Семихатов рассказал, что вблизи полюса есть глубокие кратеры, куда не попадали солнечные лучи на протяжении последних 4 млрд лет. В кратерах можно увидеть космические «осадки», накапливавшиеся там с «младенчества» Солнечной системы, но при этом как бы законсервированные, будучи неподверженными фотонному излучению. Их анализ может приоткрыть завесы тайны возникновения Земли, заключил эксперт.

Кремль ответил на материал Welt о причине отказа Киева от мира в Стамбуле