В Африке после военного переворота в Нигере стал формироваться «Северный кулак», который в перспективе может стать авангардом нового антиколониального марша всего континента.
Военные Нигера, ранее объявившие о свержении президента, первым делом объявили о приостановке поставок урана и золота во Францию. Учитывая, что Нигер является для Франции основным поставщиком ядерного топлива, а сама Франция – страна №1 в Европе по производству электроэнергии на АЭС, мгновенно пошли слухи, что кто-то очень скоро может горячо озаботиться проблемами демократии в Нигере и отправить туда военный контингент.
Однако на этот случай африканские страны начали объединяться вокруг нового символа свободы, обещая Нигеру военную поддержку в случае нападения.
Антиколониальный союз
2 августа стало известно, что Военный совет Нигера назначил своих офицеров новыми главами регионов страны (всего регионов 8). Таким образом, участники переворота взяли под контроль всю территорию страны. Затем военные открыли границы пятью странами: Алжир, Буркина-Фасо, Ливия, Мали и Чад. Об этом в среду сообщило AFP.
Днем ранее Буркина-Фасо и Мали заявили, что любое военное вмешательство против Нигера будет равносильно объявлению войны им. К этой коалиции готова присоединиться Гвинея, поддержавшая новые власти Нигера.
ТГ-канал «Нюхач» пишет, что так в Африке формируется «Северный кулак», который будет противостоять Франции и США. Западу же придется смириться с колоссальным экономическим ударом вследствие того, что Европе помогут погрузиться в зеленую энергетику, скорее отказавшись от ядерной генерации.
Специалист по Ближнему Востоку, журналист Лана Бадван обращает внимание на то, что лидеров Гвинеи, Буркина-Фасо и Мали в африканских соцсетях уже называют ассоциацией coup d'etat («восстание»). Все три лидера делают ставку на сотрудничество с Россией и независимость от бывшей метрополии.
Данные страны фактически стали работать над созданием нового единого экономического пространства в пику ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки, которое ранее ввело санкции против трех стран).
Участие в «восстании» Гвинеи для нового союза представляется особенно значимым, ведь ЕС в перспективе может организовать продовольственную блокаду неугодных стран. Благо, у Гвинеи есть выход к морю, и уже сейчас поставки зерна в Мали осуществляются через нее.
Сенегал на пороге «африканской весны»
Власти Сенегала в попытках подстраховаться от вероятного переворота решили сыграть на опережение и арестовали пророссийски настроенного лидера оппозиции. Это мгновенно привело к противоположному результату, и в стране вспыхнули протесты. К утру среды СМИ пишут, что протестующие в прямых стычках подавляют правоохранительные органы, демонстрируя перевес как по численности, так и в решимости.
Политолог Юрий Баранчик по этому поводу указал, что президенту Франции Эммануэлю Макрону пора думать не о наведении порядка в Нигере, а о том, как тут же не потерять еще и Сенегал (официальные французские власти отвергают слухи о подготовке военной операции в Нигере).
«Неоколониальная империя французов трещит по швам», - констатировал Баранчик, добавив, что Париж слишком опрометчиво бросился решать проблемы украинского кризиса, позабыв о собственных. Острота ситуации в том, что восставшая Африка может не ограничиться борьбой за независимость. Возникает угроза того, что военные формирования могут попытаться взять какой-нибудь портовый город на западе Франции под контроль. Более того, проблемы могут начаться в Марселе и Париже. Сочувствующих африканским братьям там достаточно.
«Помнится, несколько лет назад две группы террористов по 4-5 человек за два часа поставили весь Марсель на уши. И полиция ничего не могла с ними несколько часов поделать. Если будет 200-300 человек, то они захватят весь город, и полиция ничего сделать с этим не сможет, так как через 2-3 часа к ним присоединится еще несколько тысяч человек», - обрисовал возможный сценарий политолог.
Газовая диверсификация ЕС под угрозой
Помимо урана и золота, которых лишается Франция, весь Евросоюз в его политике отказа от российского газа оказался под угрозой энергетического тупика. Дело в том, что через Нигер строится газопровод «Трансахара», который в перспективе должен обеспечить ЕС дополнительными 30 млрд кубометров газа в год.
Восстание в Нигере поставило этот проект под угрозу. Во всяком случае, даже если он будет реализован, страны будут требовать для себя справедливой платы за транзит.
В свете перечисленных противоречий ситуация представляется крайне огнеопасной, заметил обозреватель Анатолий Несмиян. Учитывая, что в Африке действует одна из самых известных и боеспособных ЧВК, готовая помочь восставшим не только инструктажем, обстановка «чревата крупным столкновением в регионе».