Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:27
Москва
22 ноября ‘24, Пятница

Вернуться нельзя остаться: власть меняет отношение к релокантам

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Отношение к россиянам, покинувшим страну после начала специальной военной операции, а затем – после объявления частичной мобилизации, похоже, меняется.

Власть, очевидно посылает новые сигналы релокантам. Так, с громким заявлением по этой теме в начале недели выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Пока не поздно?

По заявлению Володина, более половины граждан РФ, уехавших после февраля 2022 года, уже вернулись в Россию. При этом он заверил, что «этот процесс продолжается».

«Возможно, кто-то понял, что дом там, где семья, близкие, друзья, родной язык. Кто-то решил вернуться в комфорт, признав, что мало государств могут предоставить такие условия для проживания, как в России. На кого-то повлияла русофобская политика западных государств», - заявил Володин.

По его словам, многие уехавшие столкнулись с отношением к себе как ко второму сорту: «Когда уезжали, думали, что смогут тихо-спокойно отсидеться. Оказалось не так. Работу не дают. Детей травят в школах. Банкротят предприятия».

Володин указал, что, «учитывая происходящее, правильно наконец включить голову: сегодня есть возможность вернуться, завтра при той истерии, которая нагнетается в Западной Европе, может ее уже не быть».

Очевидно, что тональность заявлений в адрес релокантов заметно меняется. Например, в конце прошлого года тот же Вячеслав Володин, как сообщала «Независимая газета», отмечал, что вовсе не забыты, а, по всей видимости, только отложены инициативы ввести для тех людей, кто уехал из России во время спецоперации. Тогда же политик запустил в Сети опрос о том, поддерживают ли оставшиеся в стране граждане соответствующие законодательные изменения, направленные на то, чтобы лишить релокантов нынешних привилегий и льгот.

Сообщалось также о разработке законопроекта о повышении налоговых ставок для россиян, покинувших страну. Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников ранее заявлял, что однозначно не поддерживает предложения о конфискации имущества релокантов-противников СВО.

«Для уехавших и критикующих Россию можно ввести смертную казнь, так как это предательство Родины», — указывал депутат Госдумы, Андрей Колесник. По его словам, «необходимо задуматься о снятии моратория на смертную казнь в РФ». Однако сенатор Андрей Клишас тут же «привел в чувство» парламентария, пояснив: «Не обращайте внимания. Поток сознания».

Однако сейчас отношение властей к тем, кто по разным причинам покинул родину, по всей видимости, претерпевает изменения. Что же случилось?

Кнут и пряник

Как пояснила INFOX политолог Алина Жестовская, преимущественно вернулись те, кто принимал решение о релокации на эмоциях, без подготовки, в состоянии массового аффекта.

«У большинства из них банально кончились деньги, а интеграции в чужом государстве не случилась, равно как и прикрылась лавочка с оплачиваемой российской удаленкой. В то же время в родном отечестве психологическое состояние масс стабилизировалось. Всем стало понятно, что никаких существенных перемен в жизни большинства обывателей (мы сейчас не берем в расчет приграничные территории, как малочисленные участки с особым положением) не произошло», - рассказала Жестовская.

Таким образом, по ее словам, «тут все осталось неплохо, а там хорошо так и не случилось».

«Маркировать возвращенцев никто не стал, мне кажется, власти им даже демонстративно рады. И самой справедливой стратегией сейчас будет сделать вид, что никуда эти люди и не уезжали. Другой вопрос, что большинство работодателей не готовы связываться с сотрудниками, показавшими свою личную импульсивность, и тут их тоже можно понять. Что же касается тех соотечественников, которые сумели релоцироваться более успешно и таки устроить свою жизнь в другом государстве, то к ним постепенно начинают относиться как к бывшим - продолжать нести за них ответственность, обеспечивать их какими-то благами и гарантиями российское общество в дальнейшем не готово. И это тоже справедливо», - резюмировал собеседница INFOX.

Третий президент РФ и пятый председатель Госдумы ФС РФ продемонстрировали свое отношение к релокантам, утверждая, что ни Бунина, ни Бердяева, ни Ильина, ни Шаляпина среди них нет и в помине, и они предали свою страну, родных и близких, вследствие чего стоит значительно усложнить им жизнь, ограничив дистанционную работу и увеличив налогообложение, напомнил в разговоре с INFOX эксперт в сфере безопасности, офицер ФСБ в запасе Сергей Храпач.

«Конечно, среди релокантов нет ни Бунина, ни Бердяева, ни Ильина, ни Шаляпина, так как эти люди давно умерли, но есть представители очень востребованных в России профессий. Государству стоило не пугать этих людей санкциями, а понять причину их недовольства, которое они выразили своими ногами, покинув страну», - указал Храпач.

По его мнению, «второй президент России Владимир Путин объявил новую генеральную линию, заявив, что не видит в релокации ничего плохого».

«Теперь, в лучших традициях российской политики, все ветви российской власти перестанут публично называть релокантов предателями, но ментальность свою по отношению к ним не изменят – им будут и дальше создавать сложности в жизни и в работе. Вопрос только в том, кому от этого будет хорошо – коллективному Западу, который получит высококвалифицированных работников или России, остро в них нуждающейся», - рассуждает эксперт.

Политика в отношении релокантов характеризуется раздражением и одновременно непониманием, как работать с этим явлением, признал в беседе с INFOX генеральный директор Центра стратегического консалтинга Роман Ларионов.

«Метод кнута и пряника пока работает лишь в части кнута, а какой предложить пряник власти не знают, да и вряд ли это возможно в реалиях СВО, дамоклова меча мобилизации и враждебной политики по отношению к противникам СВО. В то же время масштабы эмиграции оказались некритичными и частично обратимыми, что снизило градус раздражения и смягчило риторику элит и, в частности, президента», - полагает Ларионов.

Однако мириться с этим явлением, особенно в формате, когда релокант продолжает зарабатывать в российской экономике, а тратит за рубежом, никто не будет, уверен собеседник издания. Поэтому, говорит он, стоит ожидать постепенного сокращения возможностей трудоустройства в России из-за рубежа, что будет также и повышать цену релокации.

Реклама