В правительстве обсуждается идея допэмиссии «Аэрофлота» и расплата по его долгам перед конкурентам за счет средств Фонда национального благосостояния.
Предполагается, что такая мера позволит выровнять обстановку в авиаотрасли, пострадавшей сначала в период коранавирусных ограничений, а теперь и от санкций Запада.
О том, что такая идея рассматривается, сообщили источники РБК. Один из них рассказал, что Минфин, Минтранс и Росимущество должны приготовить соответствующие распоряжения к началу лета. Помимо распаковки средств ФНБ рассматривается вариант снижения налоговой нагрузки на авиакомпании.
Представитель Росимущества по поводу информации о планах подкрепить авиаперевозчиков сообщил, что конкретные решения о будущих мерах пока не приняты. В Минфине лишь подтвердили, что данная тема обсуждается.
Если будет принято решение о допэмиссии, акции компании «Аэрофлот» разместят по открытой подписке по цене, которую предстоит определить независимому оценщику. В результате распродажи акций доля государства в компании снизиться не должна. Сейчас она составляет 57,34%.
Последний раз размещение акций «Аэрофлота» состоялось в 2020 году во время коронавирусных ограничений. Тогда компании удалось привлечь около 80 млрд рублей. Из них примерно половина пришла из ФНБ. В результате эмиссии доля государства в «Аэрофлоте» увеличилась. До мероприятия она составляла 51,17%.
Другим российским авиаперевозчикам государство тоже может предложить выкуп ценных бумаг за счет средств ФНБ. Вырученные средства компании смогут направить на погашение долгов.
Средство спасения
После того, как Европа закрыла свои границы для российских авиакомпаний перевозчики столкнулись с большими финансовыми потерями. Не меньше сложностей добавил отказ лизинговых компаний поставлять в РФ новые самолеты, отзывы лицензий, из-за чего лайнеры стали арестовывать за рубежом. Вдобавок к этому с началом спецоперации на Украине по соображениям безопасности ограничены полеты в аэропорты на юге России.
В такой обстановке допэмиссия «Аэрофлота» является средством спасения авиакомпании как таковой, считает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. При этом Борисов усомнился в правильности выкупа акций частных авиакомпаний. С таким решением они могут перейти под контроль государства. Однако в настоящей ситуации выгоднее иметь больше независимых компаний, умеющих сокращать издержки и повышать эффективность отрасли
Директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев согласен, что с дальнейшей накачкой отрасли государственными деньгами гражданская авиация превратится в «новый вид общественного транспорта» с регулируемыми в административном порядке тарифами.