Экстренное повышение ключевой ставки Банком России с 9,5% до 20% вызвало неоднозначную реакцию у экспертов.
Одни соглашаются с позицией регулятора, указывая на необходимость предпринять радикальные меры для стабилизации курса национальной валюты. Другие акцентируют внимание на проблемах в экономике, которые вряд ли удастся решить с кредитами для бизнеса по 30% (с учетом банковских процентов).
Депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин в своем Telegram написал, что с его точки зрения, Центробанк попросту «убивает российскую экономику по лекалам 2014 года». «Процентная ставка Банка России повышена до 20%, что в наших условиях форсирует спекулятивную атаку на рубль и его ослабление, ведёт к скачку цен и разрушению товаропроводящей сети в наиболее бедных районах», - пояснил эксперт.
Делягин указал, что на фоне решения ЦБ занимательно выглядит шаг Минфина: обязать экспортеров продавать 80% валютной выручки в рамках всех внешнеторговых договоров. Данную позицию парламентарий расценил как попытку сопротивляться удушению экономики.
Экономист Михаил Хазин тоже посетовал на негативный эффект от санкций для экономики. «Ну что, нашей экономике коллапс», - написал он в своем блоге.
Профессор ВШЭ, инвестбанкир Евгений Коган назвал действия ЦБ жесткими и очень оперативными. «Повышение ставки в данном случае является инструментом стабилизации курса рубля и финансового рынка в целом», - отметил Коган, поделившись, что от столь решительных действий становится не по себе.
Он спрогнозировал, что в ближайшие месяцы процентные ставки по кредитам и депозитам значительно вырастут (примерно в два раза). Системообразующим банкам сейчас вряд ли что-то угрожает.
Очередное повышение ключевой ставки можно было предсказать и ранее, но не в таком формате. «Сегодня ЦБ, по всей видимости, адекватно оценивает ситуацию. Действия Регулятора демонстрируют, насколько изменились все вводные за последние дни», - констатировал Коган.
Что касается активности Минфина, обязательство экспортеров продавать 80% валютной выручки возвращает Россию в начало нулевых годов. Смысл меры в том, чтобы не дать рублю «улететь в космос».
Вероятно, это будет весьма эффективный инструмент для предотвращения обесценения отечественной валюты. Насколько шаг Минфина будет рабочим в сочетании с двукратным подъемом ставки, прогнозировать трудно. Здесь все зависит от геополитических рисков.
Политолог Игорь Скурлатов в комментарии к повышению ключевой ставки предположил, что ЦБ не считается с последствиями для реального сектора экономики, для малого и среднего бизнеса.
Предприниматели сейчас переживают не лучшие времена, и последствия коронакризиса продолжают влиять на экономику. Бизнес нуждается в кредитах, но если ставки по ним будут выше 20%, очень скоро страна увидит заоблачные ценники практически везде. «Без комплексной балансировки кредитно-денежной политики с учетом повышенной ставки экономике может грозить коллапс», - выразил обеспокоенность Скурлатов.
Экономика переходит на мобилизационную основу
Автор ТГ-канала «Proeconomics» пишет, что повышение ключевой ставки до 20% является примером того, как экономика переходит на военно-мобилизационную основу. Такая ставка означает свертывание рыночного сектора экономики. Потребкредитов и ипотеки как таковых практически не осталось. То же относится к инвестиционному кредитованию. Системообразующим предприятиям государство, конечно же, поможет.
Однако нельзя не ожидать, что случится довольно быстрая деградация потребительского рынка. «Инфляцию можем увидеть и 30-40%. Безработица уйдёт выше 10%. Падение реальных доходов населения тоже будет с двузначными процентами. Валютный рынок превратится в квазирынок», - говорится в комментарии «Proeconomics»
Краткосрочная мера
Резкое повышение ключевой ставки – это чрезвычайная мера, цель которой – успокоить валютный рынок. Долго ставку в 20% держать не будут, уверены авторы ТГ-канала «Мейстер». Требование о продаже экспортной выручки, напротив, может сохраниться надолго.
«С учетом растущих санкций от государства неизбежно потребуется более активное вмешательство во внешнюю торговлю, с целью обеспечения отечественной экономики теми товарами, которых нам не хватает – будь то электроника или комплектующие для машиностроения и нефтянки, или лекарства или что угодно еще. На фоне неизбежного сокращения российского экспорта и ограничений на финансовые операции, концентрация валютных ресурсов в руках государства становится необходимостью», - резюмировали авторы канала.