Практика, когда ветеринарам для лечения больных домашних животных приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы добыть необходимые лекарства, скоро может уйти в прошлое.
В настоящее время практика такова, что если животное тяжело заболело, а хозяин не в состоянии отыскать нужный препарат (порой подходящих препаратов нет в природе), животное попросту усыпляют. Несколько шире ассортимент лекарств для обитателей животноводческих ферм, а если речь идет о кошках, собаках, попугаях, здесь выбор крайне невелик.
Однако некоторые лекарства, применяемые для лечения людей с онкологией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, подходят и для лечения животных. Их можно было бы разрешить для этих целей, считает председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
В беседе с «Парламентской газетой» он рассказал, что сейчас ветклиники не могут покупать препараты, «которых нет в перечне препаратов для ветеринарного применения». В перечне же в основном фигурируют лекарства для сельскохозяйственных животных. Да и тех лечат не от всех болезней. Если у животного на ферме завелись паразиты, его будут лечить, а если онкология – попросту забьют.
Домашних животных лечат от многих болезней. Но перечня, изначально создававшегося для других целей, явно не хватает, чтобы охватить подлежащие лечению болезни.
Если учитывать, что современная ветеринария готова предложить животным довольно широки спектр услуг, то уместным становится сравнение списков лекарств для людей и для животных: в первом около 18 тысяч лекарств, во втором – порядка 2 тысяч наименований.
В виду этого использование «человеческих» лекарств при лечении животных оказалось в серой зоне. Когда нет нужного лекарства для животного, врач иногда может отправить хозяина в аптеку. Логично, что с такой практикой ветклиникам было бы выгодно устроить смежный бизнес, открыв неподалеку аптеку, оформленную на другую организацию. Рецепт на «человеческое» лекарство в ветклинике дать не могут, так как это не медицинское учреждение, и те, кто будет пытаться получить его, могут стать нарушителями закона. Сложившаяся практика недостойна и унизительна для специалистов, поэтому лучше отрегулировать этот вопрос, чтобы ветеринары могли смело работать в рамках закона.
«Мы предлагаем сделать так, чтобы можно было спасать жизни животных, применяя определённые медицинские препараты. Это позволило бы лечить сотни болезней, общих для человека и животных», - заявил Бурматов.
По его словам, в Минсельхозе, по всей видимости, считают, что выходом может стать ускоренная процедура экспертизы и регистрации лекарств для животных.
Владимир Бурматов отмечает, что во многих странах ветеринары за исчерпанием средств лечения для животных могут использовать человеческие лекарства. В России тоже можно легализовать их применение в ветеринарии. Тут есть несколько вариантов действий, один из которых отклонил Минздрав, опасающийся утраты контроля над этой сферой.
В Минсельхозе считают заслуживающей внимания идею зарегистрировать ряд медицинских препаратов в качестве ветеринарных в упрощённом порядке. То есть, не разрешать сразу все человеческие препараты для животных, а расширять ветеринарный список постепенно. На этом варианте и сошлись.
«Сейчас наш комитет работает с Минсельхозом над формулировками. Мы изучаем, какие нормативные акты потребуют изменения, что понадобится скорректировать», - сказал Бурматов и добавил, что обозначенная работа наверняка будет завершена на следующей неделе, а потом можно будет выйти с предложением к правительству.