Дискуссия о проблемах введения в школах уроков «цифровой грамотности» на заседании Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи оказалась настолько острой, что едва не переросла в скандал.
Общественники и независимые эксперты задали представителям власти острые вопросы, на которые внятных ответов так и не прозвучало. Как сообщает портал Накануне.RU, член Совета по правам человека при президенте РФ, президент компании «Крибрум» Игорь Ашманов своей критикой цифровизации образования явно заставил понервничать модератора встречи Александра Хинштейна.
Ашманов более 30 лет занимается разработками в области ИИ и с высот своего опыта заявил, что нет смысла обучать детей в школах нажимать кнопки и обращаться с гаджетами. Именно в это, по его мнению, превращается образование, тогда как современные дети без всякой помощи умеют обращаться с техникой лучше большинства взрослых. Кроме того, обучение через экран монитора мешает настоящему изучению математики и информатики, которым лучше всего учиться на бумаге.
«Есть программа министерства просвещения об использовании смартфонов. Смартфоны не предназначены для того, чтобы долго сидеть за экраном. Они портят зрение, позвоночник», - продолжил Ашманов. В ответ на его слова о смартфонах министр просвещения Сергей Кравцов заверил, что это фейк. Ашманов эту точку зрения не принял и обратил на другой вопрос, связанный с безопасностью детей (в свете цифровизации). Он указал на присутствие в рабочей группе по данной теме группы «Сбер». «Какое отношение имеет «Сбер» к безопасности детей? Зачем бизнес тащить в тему безопасности детей?» - спросил эксперт.
Александр Хинштейн, как ведущий встречи призвал Ашманова соблюдать временной регламент и дополнять свою критику конкретными предложениями. Ашманов сказал, что его предложение очень простое – обеспечить учет общественного мнения в вопросах цифровизации. «Можно ли рассчитывать на участие общества в этом вопросе?» - спросил Ашманов. Хинштейн на это посоветовал вести себя корректно, подчеркнув, что для власти мнение общественности важно, но есть некоторые ограничения. А когда эксперт настоял на своем вопросе, как в ходе обсуждений будущих нововведений узнать мнение родителей, Хинштейн заговорил о самопиаре оппонента.
Одним из самых ярких выступлений стала речь юриста Анны Швабауэр. Рассуждая о безопасности, она указала на пагубное влияние избытка цифровых технологий на здоровье детей.
«Есть масса авторитетных научных исследований, доказывающих, что такой перевод на ЦОС – это просто удар по когнитивным и аналитическим способностям наших детей. И когда говорится здесь выше, что компьютер – это решение любой задачи, это ложь. Это не соответствует научным и эмпирическим данным. И уже на Западе много где это понято, просто блокируется позиция врачебно-экспертного сообщества, потому что IT-компании лоббируют свои интересы», - сказала Швабауэр.
Она также отметила, что цифровые технологии уже активно внедряются, в некоторых школах стали учить детей в шлемах виртуальной реальности. Между тем, санитарно-эпидемиологические требования под ЦОС отсутствуют. То есть, цифровизация идет в отсутствие четкого понимания, как всё это повлияет на здоровье детей, в отсутствие норм и регламентов.
Оппонировал Швабауэр министр цифрового развития Максут Шадаев. Как пояснила в своем Telegram телеведущая, журналистка Анна Шафран, к тому моменту Александр Хинштейн и министр Кравцов уже ушли.
Шадаев сообщил, что цифровые технологии в образовании имеют вспомогательный характер и ими не станут подменять классическое образование. Отдельно он заверил, что ЦОС не будет заменять живых учителей. «Роль учителя не поменяется, но мы при этом понимаем, что у нас большое количество школ, которые не имеют комплекта учителей. У нас куча ситуаций, когда учителя загружены проверкой домашних заданий, вместо того, чтобы готовиться к проведению урока. Мы понимаем, что электронный контент, когда он в классе используется, он позволяет лучше усвоить материал», - пояснил свою позицию министр.
Далее Шадаев предложил учесть объективную реальность с нехваткой кадров, особенно в сельской местности. «Таких денег нет, чтобы привести учителей в сельские школы, обеспечить жилье и обеспечить полный комплект квалифицированных учителей в сельских школах – таких возможностей нет», - сказал он.
Анна Швабауэр на это предложила вложить те миллиарды рублей, которые тратятся на продвижение ЦОС, в живых учителей. А в нынешнем виде «это нарушение конституционного права на образование», сказала Швабауэр.
Навязанный суррогат разрушает образование
Анна Шафран, комментируя прошедшее мероприятие поделилась впечатлением, что министр Шадаев фактически признал, что в стране нет денег на учителей. «Поэтому внедряют Цифровую образовательную среду (то есть на замену учителю). Только вот как быть с тем, что на ЦОС тратят миллиарды? И почему эти миллиарды нельзя потратить на живых учителей? Потому что тогда деньги получат учителя, а не ИТ-гиганты, продающие своё дорогостоящее оборудование?», - спросила Шафран.
Она выразила уверенность, что цифровой суррогат образования ставит под сомнение гарантию права всех граждан на доступ к нормальному классическому образованию, закрепленную в Конституции.
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков согласился с такой оценкой. Рассуждая о состоявшейся дискуссии, он выдвинул гипотезу, будто некая «пятая колонна» задумала уничтожение школьного образования, прикрывая свою деятельность разговорами о благах цифровизации.