В большинстве регионов России зарплаты учителям платятся фактически на усмотрение школьного начальства.
Львиную долю дохода учителей составляют премии и прочие стимулирующие надбавки, которые могут заплатить, а могут и нет. Гарантированный оклад берется по минимуму.
Недавно Минпросвещения РФ выпустило рекомендации, согласно которым оклад 70 процентов зарплаты, а стимулирующие – не более 30 процентов. Это требование выполняют только 17 регионов. К такому выводу пришли в Комитете Совфеда по науке, образованию и культуре на основании анализа ситуации с зарплатами во всех регионах страны. Сенаторы решили изучить обстановку с зарплатами учителей накануне встречи с вице-премьером Татьяной Голиковой по данному вопросу.
По данным комитета за январь 2021 года, в некоторых субъектах оклад в зарплате учителей составлял менее 25%. То есть, гарантированно педагог может рассчитывать на 8-9 тысяч рублей, а далее, как повезет, как решит директор школы.
Сенатор, член упомянутого выше Комитета Лилия Гумерова в интервью «Парламентской газете» заявила: «Мы добиваемся, чтобы зарплата учителей была понятной и прозрачной, а подходы к ней одинаковыми на всей территории России».
Она добавила, что за основу расчета оклада необходимо брать ровно одну ставку, 18 часов. Ситуации, когда ради выполнения показателей Майских указов учителей заставляют брать нагрузку в 1,5-2 ставки, неприемлема.
Что касается надбавок к окладу, то здесь было бы уместно учитывать победы подопечных конкретного учителя на различных олимпиадах. Это будет справедливо и оправдано с точки зрения стимулирования повышения эффективности работы педагога. Напротив, нельзя начислять допвыплаты, например, за уборку помещений, субботник и прочий «функционал, который не отражает труд педагога», отметила Гумерова.
Свои предложения, как сделать начисление зарплат учителям более прозрачным сенаторы во главе со спикером верхней палаты Валентиной Матвиенко обсудят с Татьяной Голиковой.
Идей, как исправить ситуацию возникло немало. Так, первый вице-спикер Совфеда Андрей Турчак рекомендовал установить верхнюю планку зарплат административно-управленческого персонала учебных заведений. Это поможет преодолеть разрыв в уровнях зарплат работников одной специальности и квалификации между регионами, а также среди учреждений одного региона.
Инициатива о фиксированном окладе
15 марта стало известно об инициативе депутата Госдумы Елены Строковой закрепить в законодательстве понятие «молодой педагог (до 35 лет), и установить минимальный оклад для таких специалистов в размере не ниже двух МРОТ. Об этом пишет «Экспресс газета» со ссылкой на материалы RT. Причиной предложения назначить начинающим учителям фиксированный оклад стал существенный разрыв в зарплатах в зависимости от региона. Порой доходы учителей отличаются в разы.
Позже в профсоюзе учителей раскрыли подробности думской инициативы. Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Марина Балуева в интервью радиостанции «Говорит Москва» сказала, что на самом деле идея о двух МРОТ для молодых учителей принадлежит профсоюзу. «Это мы её выдвигали при поддержке депутатов», - сказала Балуева. Она пояснила, что только что вышедшие из вуза педагоги обречены на первых порах на очень низкую зарплату.
Впрочем, введение базовой ставки на уровне двух МРОТ – тоже не панацея, ведь взамен могут отменить стимулирующие или повышающие коэффициенты. В итоге у одних зарплата останется такой же, а другие вовсе проиграют, заметила Балуева.